Региональная вольница марочников

Введение региональных знаков качества в сибирских регионах не только путает потребителей, но и приводит к постоянным конфликтам

Всередине февраля 2007 года Кузбасский алкогольный союз (КАС) планирует ввести марку «Стандарт качества» для всей алкогольной продукции, продаваемой в Кузбассе. Ожидается, что таким образом и местные производители и поставщики смогут гарантировать покупателю качество продукции, прошедшей множество процедур учета и контроля. Подобная система уже год работает в Красноярском крае, стабильно дает сбои и вызывает недовольство некоторых участников рынка.

В КАС входят Мариинский ликеро-водочный завод, Мариинский спиртовый комбинат, Новокузнецкий ликеро-водочный завод и 21 компания-поставщик. Новую гарантийную марку планировалось устанавливать с 1 февраля 2007 года, но, как сообщил исполняющий директор «Кузбасского алкогольного союза» Денис Гаврилов, выход знака качества откладывается до середины февраля 2007 года.

Региональные стандарты качества — дело добровольное. «Подобные метки применялись в ряде регионов и раньше. Свои «знаки качества» существуют во многих отраслях, но носят исключительно рекомендательный характер», — считает аналитик ИК «Финам» Ольга Вдовина. Но, несмотря на это, знаки качества постоянно вызывают конфликты.

В конце января 2007 года Торговый отдел Государственного комитета по промышленности Республики Хакасия провел проверку торговых предприятий города Черногорска на предмет продажи продукции с региональной маркой «Гарантия качества», которую получают все члены некоммерческого партнерства (НП) «Енисейская алкогольная ассоциация» (Красноярск). Торговые точки были вынуждены снять этот товар с прилавков. Ревизоры объяснили эту меру тем, что нормы закона прямо запрещают наклеивать на алкогольную продукцию любые марки, кроме ЕГАИС, наличие которой предусмотрено федеральным законодательством.

Ревизия была инициирована членами хакасского отделения общероссийской общественной организации «Опора России». Позиция руководства «Опоры» проста: «Введение региональных марок качества — это ограничение конкуренции», — считает председатель республиканского отделения организации Валерий Послед.

В июле прошлого года произошел зеркальный конфликт. Тогда в красноярском УФАС рассматривалось дело по нарушению Закона «О конкуренции», возбужденное против краевой администрации. С жалобой выступили три ликеро-водочных оптовика: «ОКВ-Енисей», «Кастор» и «Дэстини-юнион», клиенты которых после проверок, проведенных службой по контролю в области промышленности администрации Красноярского края, начали возвращать им товар без штемпеля «Гарантия качества».

Главным постулатом идеологов «Гарантии качества» наряду с лозунгом борьбы с распространением контрафактной и фальсифицированной алкогольной продукции было добровольное участие в программе. На слушании дела президент «Енисейской алкогольной ассоциации» и одновременно советник губернатора Красноярского края Валерий Анохин подтверждал, что наклейка марок — дело добровольное, и никакого административного давления на торговые точки оказано не было. А все постановления, выпущенные администрацией края и касающиеся использования марок качества, носили исключительно рекомендательный характер. Тем не менее, в отчетах о возврате из розницы водки владельцы торговых точек в качестве причины указали именно требование контролирующих органов наличия пресловутой региональной марки. Тот факт, что само некоммерческое партнерство создавалось с использованием административного ресурса, а его руководителем является краевой чиновник, развеивает все сомнения касательно властного продвижения решений НП. Тогда, летом, дистрибьюторы понесли суммарные убытки в размере 20 млн рублей, были ущемлены права розничных торговцев, которым диктовали: у кого закупать товар, а у кого нет, но дело так и не получило развития.

Аналогичная картина может сложиться и на достаточно либеральном сегодня алкогольном рынке Кемеровской области. Желание кемеровчан развить аналогичную красноярской региональную систему «обработки» спиртосодержащих товаров объяснимо. В 2005 году доходы государственного предприятия «Оптовый алкогольный центр», который выдавал акцизные марки производителям и поставщикам в Красноярске, составили 49 млн рублей, тогда как в 2003 — в десять раз меньше. Этот бизнес из воздуха оказался для краевых властей очень динамичным и прибыльным и с точки зрения дохода, и с точки зрения пополнения регионального бюджета.