Удержание обозов

Ирина Кичкайло
5 февраля 2007, 00:00
  Сибирь

Кому из почти двух сотен транспортно-экспедиторских компаний не хватит места под одной крышей с контейнерным гигантом?

В Новосибирске основные контейнерные грузопотоки проходят через единственный крупный терминал — Клещиха, расположенный на периферии города. Терминал контролируется Западно-Сибирским филиалом ОАО «ТрансКонтейнер» (дочернее предприятие Российских железных дорог), который, в свою очередь, занимается не только терминальной обработкой грузов, но и перевозками. Все остальные операторы, принимающие и получающие крупнотоннажные контейнеры в Новосибирске, во многом зависят от Клещихи — своего главного партнера и конкурента в одном лице.

Похожая ситуация сложилась и в других регионах страны после того, как на втором этапе реформы железнодорожной отрасли ОАО «РЖД» образовало дочернюю зависимую компанию — «ТрансКонтейнер», которой были переданы все функции по организации контейнерных перевозок. Преобразование контейнерного направления на железной дороге в специализированный бизнес — необходимое условие создания инвестиционной привлекательности этой сферы. И, несмотря на систему противовесов в ключевых федеральных министерствах, которая возникает при обсуждении любого решения по реформированию железнодорожной отрасли, проект был запущен.

1 июля 2006 года в стране открылись 18 филиалов специализированной компании ОАО «ТрансКонтейнер» со стопроцентным государственным капиталом. Новая «дочка» РЖД унаследовала 47 контейнерных терминалов, 48 тыс. крупнотоннажных контейнеров и почти 24 тыс. фитинговых платформ. Все это позволило ей заняться контейнерными перевозками, транспортно-экспедиционным и логистическим обслуживанием клиентов, а также организовать контроль над использованием другими компаниями собственного парка и инфраструктуры. На Западно-Сибирской железной дороге «ТрансКонтейнер» получил три терминала: «Клещиха», «Барнаул» и «Омск-Восточный». Появление нового лидера на новосибирском рынке возымело разнонаправленный эффект: мощности новосибирского терминала стали не только залогом успешного развития транспортной отрасли области, но и предпосылками к ограничению конкуренции на рынке железнодорожных контейнерных перевозок.

Выход в город

Транспортно-географическое положение Новосибирска, соединяющего южное, западное и восточное направления, обеспечивает ему выгодную позицию в системе межрегиональных перевозок. Город может стать полноправным распределительным центром для мелкопорционных отгрузок в ближайшие регионы. По словам первого вице-губернатора Новосибирской области Василия Юрченко, решение о передаче этой функции Новосибирску не раз обсуждалось на межрегиональном уровне как стратегический шаг развития всей экономики Сибири. Еще одна оценка транспортного потенциала области повышает его значимость до международного уровня. Через Новосибирск проходят Транссибирская железнодорожная магистраль и выход в Среднюю Азию, речная магистраль Обь с обширным водным бассейном, федеральная автотрасса на Владивосток, региональные автотрассы, в том числе с выходом в Монголию и Китай. Все это, а также наличие крупного современного аэропорта Толмачево, дает возможность включить новосибирский транспортный узел в систему международных транспортных коридоров. Привлекательная география подтолкнула грузоперевозчиков осваивать комбинирование различных видов транспорта, то есть использовать мультимодальный принцип организации перевозок. Несмотря на растущие издержки, рынок транспортных перевозок заполнялся все новыми и новыми игроками очень быстро. На момент образования «ТрансКонтейнера» в Новосибирске действовало множество как местных компаний — «Сибирьтранс», ТК «Запсибтрансблок», «Байт Транзит Континент», так и имеющих федеральное значение, — «Шерл», «Трансэкспресс», «РейлКонтинент», «Трио». Появление грузового гиганта внесло коррективы в сложившуюся расстановку сил.

Дайте жалобную книгу!

После непродолжительного периода совместной работы игроки обвинили ОАО «ТрансКонтейнер» в стремлении монополизировать услуги на рынке терминальной обработки и транспортно-экспедиторского обслуживания контейнерных грузов, а также в несвоевременном предоставлении подвижного состава под перевозку грузов железнодорожным транспортом и ограничении доступа операторов к объектам инфраструктуры. Представители новосибирских компаний поясняют, что суть претензий выражается в неспособности Клещихи удовлетворять все заявки от компаний. Западно-Сибирский филиал ОАО «ТрансКонтейнер» при отправке грузов прежде всего учитывает интересы своих прямых клиентов. Следующими в очереди на погрузку стоят контейнерные операторы. Интенсивные перевозки и нехватка контейнеров являются причинами затягивания сроков отправки грузов порой на несколько месяцев. Еще одним основанием недовольства операторов стало повышение цен на контейнерные перевозки в среднем на 20%. Доказательством объективности претензий перевозчиков стало решение Федеральной антимонопольной службы России (ФАС), которая выдвинула поведенческие условия ОАО «ТрансКонтейнер» и ОАО «РЖД». ФАС предписала обеспечить равный доступ грузовладельцев к контейнерам, а владельцев крупнотоннажных контейнеров — к фитинговым платформам, переданным «ТрансКонтейнеру». Грузоотправитель вправе оплачивать тариф по отправкам с контейнерных терминалов напрямую перевозчику — ОАО «РЖД». То есть «ТрансКонтейнер» должен обеспечить беспрепятственный доступ грузополучателей/грузоотправителей к услугам, выполняемым в местах общего пользования, переданных ему, въезд автотранспорта для ввоза и вывоза контейнеров на терминалы. Последний пункт вызвал встречные возражения. Заместитель директора Западно-Сибирского филиала ОАО «ТрансКонтейнер» Владимир Яблонский считает, что доступ стороннего автотранспорта на терминал невозможен по причинам элементарных правил безопасности: «Функции экспедитора должны заканчиваться перед въездом в производственную зону, работать в которой позволяется только специалистам Клещихи». Для арендаторов контейнеров доставка их до грузополучателя автомобильным транспортом также возможна только с использованием автопоездов из собственного парка «ТрансКонтейнера». Эти условия в компании также называют необходимыми мерами безопасности и страхования собственного имущества. «Свои контейнеры мы не отдаем в чужие машины», — говорит Владимир Яблонский.

Демонстрируя открытость и лояльность в ведении бизнеса, «ТрансКонтейнер» принялся создавать агентские сети с участием сторонних компаний. О примере такого партнерства рассказывает директор ТК «Запсибтрансблок» Татьяна Подкорытова: «Наша компания и филиал ОАО «РЖД» являются партнерами. По договорам Транспортной экспедиции «ТрансКонтейнер» осуществляет перевозки наших грузов по некоторым сложным направлениям, таким, как Якутия, Магадан, Северобайкальск. «Запсибтрансблок» со своей стороны по отдельному договору приватным автотранспортом доставляет контейнеры «до двери» их клиентам». Собственными силами «ТрансКонтейнер» осуществляет автоподвоз и вывоз с Клещихи только 40% от общего объема автотранспортных перевозок. По словам Владимира Яблонского, это не предел. Расширение в этом сегменте означает, что сотрудничество с новосибирскими компаниями будет постепенно ограничиваться.

В сложившихся обстоятельствах конкуренция на рынке железнодорожных контейнерных перевозок резко обострилась. В союзе с «ТрансКонтейнером» или вне его (работая с альтернативными терминалами) в условиях новой рыночной иерархии на плаву смогут остаться только сильные игроки. А именно те компании, которые за годы существования на рынке обзавелись собственным грузовым автопарком, контейнерами и даже подвижным составом. Время посредников, предоставлявших только экспедиторские услуги, уходит. Причем дальнейшее развитие крупных операторов будет поддержано и администрацией Новосибирской области.

Альтернативный путь

Повышение конкурентоспособности новосибирского транспортного узла — стратегическая задача экономического развития области. Поэтому выравнивание взаимоотношений в контейнерном бизнесе, а главное, увеличение объемов контейнерных перевозок возможно через строительство альтернативных терминалов. Уже в нынешнем году в Новосибирской области ожидается введение новых площадок. К выходу на свободный рынок готовится контейнерная площадка Новосибирского завода химических концентратов (НЗХК) по станции Новосибирск-Восточный. После того как на терминале будут установлены грузоподъемники для работы с сорокафутовыми контейнерами, он сможет заработать в полную силу. Перевооружение необходимо для полноценной деятельности комплекса в условиях меняющихся трендов на рынке. «В последнее время наблюдается устойчивая тенденция к увеличению объема перевозок сорокафутовыми контейнерами, — говорит Татьяна Подкорытова. — С 2003 года объем перевозок в среднетоннажных контейнерах ежегодно падает на 5–10 процентов. Это связано с созданием транспортно-логистических комплексов, укрупнением распределительных центров и созданием крупными торговыми компаниями региональных складов». Пока терминал НЗХК, функционирующий лишь в половину проектной мощности, не составляет конкуренцию Клещихе. Немного склонить чашу весов в свою сторону НЗХК удалось лишь в сегменте приема контейнеров. В связи с особенностями Новосибирской области как потребляющего региона, принятие контейнеров в полтора раза превышает их отправление. Поэтому, объединившись с транспортными компаниями, располагающими приватными вагонами, НЗХК удалось вывести работу по приему грузов в контейнерах на регулярный режим. Осенью этого года терминал НЗХК планирует выйти на полноценное удовлетворение потребностей в контейнерных перевозках в восточном направлении.

Еще один терминально-логистический центр на восточном направлении будет введен в эксплуатацию в конце 2007 года. Комплекс «Сиб-Агроцентр» — новый инвестиционный проект группы «ЕВРОСИБ», одной из крупнейших транспортно-экспедиторских компаний России. Грузовой терминал спроектирован как железнодорожный логистический транспортно-распределительный центр и предназначен для переработки контейнерных и генеральных грузов. Центр будет соседствовать с развязками строящихся сегодня Северной и Южной объездных автодорог, а также с железнодорожной станцией Иня-Восточная.

По прогнозам новосибирских бизнесменов, объединенные ресурсы трех терминалов позволят улучшить работу крупных контейнерных перевозчиков, урегулировать цены, удовлетворить потребности в предоставлении контейнеров, фитингов и их своевременной подаче. По ожиданиям новосибирских властей, они составят базу для создания регионального распределительного центра, в то время как, по опасениям экспедиторов, укрупнение и консолидация сил крупных операторов приведут мелкие компании к смене профиля деятельности.