Первым делом планы и проекты, а стройки позже

12 февраля 2007, 00:00
  Сибирь

Пожалуй, проектные организации больше других осведомлены о реальных планах по вводу энергомощностей. О том, какие объекты планируются к строительству, рассказывает генеральный директор ЗАО «СибКОТЭС» Дмитрий Серант

— Дмитрий Феликсович, насколько сибирский регион энергодефицитен в целом, и можно ли выделить отдельные регионы, в которых эта проблема стоит особенно остро?

— В объединенной энергосистеме Сибири всегда выделялись четыре зоны с различным балансом энергопотребления. Западная — куда входят Омская, Новосибирская, Томская, Алтайская и Кузбасская энергосистемы — традиционно энергодефицитная зона. Центральная зона Сибири включает в себя энергоизбыточные Красноярскую и Хакасскую системы. Пока (на два-три года) нет нехватки электричества в зоне Иркутской энергосистемы. Наконец, энергонедостаточна крайняя восточная зона Сибири, в которую входят Бурятская, Читинская, Тывинская энергосистемы. Если в Сибири не будут вводиться в строй новые энергетические мощности, то в ближайшие три года наступит дефицит энергии.

— Какие планы по модернизации существующих мощностей у сибирских энергетиков?

— Оговорюсь, что речь буду вести об объектах угольной генерации, так как большинство наших проектов связано со станциями, работающими на угле. Сейчас эксплуатация действующего оборудования станций — это латание дыр, простое продление нормативных сроков эксплуатации. В ближайшее время эта тенденция должна измениться. Нужно понимать, что слово «модернизация» больше применимо к гидроэнергетике, где основой является тело плотины, имеющее очень большой срок службы. Основная масса тепловых станций дорабатывает свой ресурс, и их модернизация лишена всякого смысла. Зачастую целесообразно принять решение о полном закрытии действующих блоков и их замещении новыми, то есть модернизация превращается в новое строительство. Сейчас мы наблюдаем существенное увеличение тендеров по проведению предварительного (предТЭО) и основного технико-экономического обоснования строительства (ТЭО). Результаты таких работ и дают представление о том, насколько обоснованы строительство новых или модернизация существующих мощностей.

— Тогда какие планы имеются по строительству новых?

— Пока это действительно планы, хоть и достаточно серьезные. Три проекта связаны с Кемеровской областью. Недавно мы принимали участие в тендере по вариантам возведения объекта мощностью 660 мегаватт на площадке Кузнецкой ТЭЦ. Нами было выявлено множество узких мест проекта и предварительно можно сказать о невысокой вероятности строительства этой станции.

Также мы занимались разработкой предТЭО Новокузбасской ГРЭС мощностью до 3 300 мегаватт в Кемеровской области. Сейчас эта работа завершена, и рассматривается несколько площадок в Кемеровской области. Возможно, что вместе с Новокузбасской ГРЭС будет реализован проект расширения Томь-Усинской ГРЭС, где предполагается два энергоблока по 500 мегаватт.

Сейчас мы участвуем в тендере на проведение предТЭО и, возможно, будем участвовать в проектировании Омской ТЭЦ-6.

Продолжается обсуждение вариантов строительства Новосибирской ТЭЦ-6 с текущими планами по вводу 700 мегаватт мощности. Еще лет десять область протянет без новой станции, а если учесть, что срок строительства составляет восемь лет, то уже в ближайшее время нужно приступать. Тем более что площадка под ТЭЦ-6 частично освоена: построены подстанция, подъездные пути, инженерные коммуникации.

В Красноярске планируется строительство ТЭЦ-3. Основным топливом для нее станет уголь Канско-Ачинского бассейна, который обладает высокими шлакующими характеристиками при сжигании. Мы надеемся построить несколько котлов с кольцевой топкой, разработанных специально для этого угля.

В восточной зоне Сибири начато строительство двух энергоблоков мощностью по 225 мегаватт на Харанорской ГРЭС.

В остальном не могу назвать ни одного нового объекта генерирующих мощностей в Сибири, который прошел стадию ТЭО и где начались строительные работы.

Интервью взял Вадим Чухонцев