Не варежки вязать

Рейтинг
Москва, 12.03.2007
«Эксперт Сибирь» №10 (152)
Продуманная стратегия развития позволяет избежать многих проблем в бизнесе. Особенно если это производство строительных материалов.

К

2011 году специалисты прогнозируют объем потребления цемента в Сибири на уровне 12 млн тонн. В ближайшие несколько лет цены на него поднимутся до уровня среднемировых, особенно если основные производители не смогут ввести в строй заявленные новые производственные мощности. Второй по размерам в России (после «ЕвроЦементГрупп») цементный холдинг ОАО «Холдинговая компания «Сибирский цемент» планирует производить 10 млн тонн цемента в год. О том, как стратегическое планирование помогает решить характерные для отрасли проблемы, рассказывает президент компании Андрей Муравьев.

— Какие факторы могут сдерживать развитие отрасли?

— Сегодня многие решили заняться цементом, и непременно производить его по «сухому» способу. Но это лишь на первый взгляд простой технологический процесс. Во-первых, в отрасли стоит огромная кадровая проблема. Технологов в России готовит всего один вуз. Молодой машинист печи или инженер-технолог должен после окончания вуза пять–десять лет отработать на производстве, плечом к плечу с профессионалом, чтобы перенять навыки. А специалистов «сухого» способа в России нет вообще — по пальцам можно перечислить заводы, которые работают на «сухом» способе: Владивосток, «Невьянский цементник» (Свердловская область), частично Аскольский завод и несколько линий по полусухому способу на разных предприятиях. Мы вот уже два года реализуем программу формирования кадрового резерва. Работаем с Белгородским технологическим институтом строительных материалов, семьями перевозим сюда специалистов. Помимо этого у нас в Топках есть техникум, мы его активно развиваем.

— Какова ситуация с транспортировкой цемента потребителю?

— Очень серьезная проблема — транспортная. Любой крупный ЗЖБИ хочет иметь стабильные поставки цемента, особенно в сезон. В пиковые месяцы — июль, август и сентябрь — можно произвести продукцию, заполнить свои склады и не вывезти ее вовремя. Цемент перевозится не полувагонами, а специализированным транспортом — хоппер-цементовозами. Сегодня это огромный дефицит — парка нет. РЖД не закупают их уже лет десять, потому что этот тип вагонов менее выгоден — от потребителя вагон всегда идет порожним, в отличие от обычного полувагона. А существующий парк распределен с перекосом в сторону европейской части России.

Мы с 2001 года формируем свой парк хоппер-цементовозов. Сейчас он состоит из 1 200 новых вагонов, каждый из которых стоит 40 тысяч долларов, а срок окупаемости у вагона порядка 20 лет. Не очень выгодное вложение. Но мы таким образом обеспечили себе экономическую безопасность. В этом году мы предлагаем своим партнером жесткие по срокам контракты с санкциями в случае непоставки нами цемента. Мы берем чуть-чуть дороже за транспортную составляющую (три–четыре процента к тарифу), но гарантируем поставки в сезон. Этого у нас в стране не делает никто из производителей цемента. Кроме того, можно продавать услугу по транспортировке с надбавкой к железнодорожному тарифу.

— IPO — это тоже часть стратегии предприятия? Когда оно состоится?

— Мы готовы будем выйти на IPO к концу 2007 года. Здесь нужно понимать, что IPO — не самоцель, а лишь часть финансовой стратегии компании, вторичной по отношению к бизнес-стратегии. IPO — это не самый дешевый способ привлечения средств, и мы воспользуемся им не потому, что это модно, а только когда исчерпаем остальные источники.

— А куда будут направлены средства?

— Производственная стратегия подразумевает горизонтальную и вертикальную интеграцию. Первая включает в себя консолидацию цементных активов, их модернизацию и увеличение объемов производства. В 2006 году на Топкинском цемзаводе мы добились повышения производительности печей и качества клинкера. В этом году завод выйдет на полную производственную мощность: мы планируем произвести 2,75–2,8 миллиона тонн. На 2007 год мы планируем еще больше увеличить производительность существующих мощностей. Кроме того, уже начато строительство пятой технологической линии по производству клинкера. Проект будет закончен к строительному сезону 2008 года. С вводом этой печи завод сможет производить 3,75 миллиона тонн продукции в год.

Кроме того, у нас ведется реконструкция на Красноярском заводе. Первая и вторая линии, которые работали по «мокрому» способу, будут переделаны в одну, работающую по «сухому». С вводом этой линии производственные мощности увеличатся с 900 тысяч тонн цемента в год до 2,2–2,4 миллиона. В Красноярске объем инвестиций составляет примерно 150 миллионов долларов.

Еще у нас есть законсервированный завод в Яшкино (Кемеровская область). Мы посчитали нецелесообразным восстанавливать технологии 1905 года, и на базе Яшкинского месторождения планируем к 2011 году построить цементный завод мощностью до 1,5 миллиона тонн цемента в год.

Кроме того, в Казахстане между Ташкентом, Бишкеком и Алма-Аты в городе Тарас будем с нуля строить завод мощностью 1,5 миллиона тонн. На ввод данного объекта отводится три года.

Все заводы будут оборудованы для производства цемента по «сухому» способу. Кроме того, все предприятия, кроме Топкинского цемзавода, мы постепенно будем перевооружать и переводить на «сухой» способ. Топкинский цемент пока устраивает нас по себестоимости производства.

Вертикальная интеграция подразумевает объединение всего производственного цикла: добычу всех полезных ископаемых, используемых при производстве цемента, собственно производство и доставку потребителю.

Кроме того, нам интересен сегмент увеличения добавочной стоимости — производство строительных материалов на основе цемента. В холдинг входит компания «Сибирский бетон», которая занимается покупкой растворобетонных узлов (РБУ) и строит собственные. Растворобетонный узел позволяет на тонне цемента иметь 15–20 процентов маржи. Окупаемость РБУ составляет два года, в отличие от цементного завода (семь–девять лет).

Подготовил Артем Слепец

У партнеров

    Реклама