Облигационный Клондайк

Пресс-центр
Москва, 19.03.2007
«Эксперт Сибирь» №11 (153)
«Бизнес — это молох, в который нужно бросать и бросать уголь». По мнению генерального директора инвестиционной компании «Антанта-Капитал» Евгения Когана, российский собственник, усвоивший это правило, знает, что выход на фондовый рынок сегодня означает интенсивный рост капитализации завтра.

В пресс-центре журнала «Эксперт-Сибирь» в рамках конференции «Привлечение инвестиций для развития бизнеса» ее организаторы — топ-менеджеры компании «Антанта-Капитал» и представители бизнес-сообщества Сибири — обсудили возможности фондового рынка. «Российский фондовый рынок сегодня — это наш Клондайк», — сказал Евгений Коган, открывая конференцию. Еще два года назад десятки тысяч российских предприятий второго и третьего эшелонов преимущества выхода на фондовый рынок оценивали скептически. «Правила листинга российских бирж и условия для эмитентов были далеки от потребностей региональных компаний, — рассказывает руководитель отдела ценных бумаг компании «РТС-СТАРТС» Алексей Федоров. — Когда в 2005 году начался активный отток российских компаний на зарубежные фондовые рынки, нормативная база для проведения торгов была сильно изменена. Это позволило биржам создать площадки для компаний малой и средней капитализации». Два года назад оттепель на фондовом рынке дала импульс к его стремительному развитию. «Произошло слияние тех, кто хочет разместить свои ресурсы и тех, кто эти ресурсы ищет», — подчеркивает Евгений Коган. Российский рынок ценных бумаг развивается особым национальным путем. С одной стороны, он представляет собой площадку для «голубых фишек» — лидеров в основных отраслях экономики. И здесь он довольно дорог. С другой стороны, на торги хлынули тысячи предприятий второго эшелона со смешной для Запада стоимостью — 30–40% от годового оборота. Но в этой двухуровневой системе на практике действует так называемая «теория выдавливания»: крупные инвесторы из дорогого рынка корпоративных облигаций «выдавливаются» на рынок акций. «Прежние операторы «голубых фишек» приносят десятки миллиардов долларов на рынок акций второго и третьего эшелонов», — рассуждает генеральный директор компании «Антанта-Капитал».

Участники конференции обсудили различные источники привлечения финансовых инструментов для развития бизнеса. Операции на фондовом рынке были противопоставлены традиционным видам банковского кредитования. Считается, что виды финансирования меняются с ростом компании: сначала необходимо использовать все внутренние ресурсы, потом наступает время банковских кредитов, а уже после — выпуск облигаций, частное или публичное размещение акций, либо продажа части бизнеса стратегическому инвестору. По словам директора управления инвестиций компании «Антанта-Капитал» Сергея Петрова, есть случаи, когда привлечение средств через акционерный капитал нужно рассматривать и на ранних стадиях существования бизнеса или параллельно с другими видами. «Целевым инвестором на ранних стадиях может быть венчурный фонд. Риски и требования к доходности высоки. Сроки — от трех до семи лет. При переходе к стадии бизнес-прогнозов мы можем говорить о привлечении фонда прямых инвестиций. Требования к доходности стандартны — 30–40 процентов. Срок инвестиций от трех до пяти лет. При приближении к IPO или продаже бизнеса возникает возможность привлечь портфельных инвесторов», — утверждает Сергей Петров.

Выход на IPO для отечественных компаний теперь также проходит с национальным колоритом — без особых сложностей или, как говорят участники конференции, «не выходя из офиса». «Это приводит к тому, что предприятие, создав правильную историю и освещение своей деятельности, дает возможность инвестору зарабатывать вместе с ним. При этом на рынке могут торговаться три–пять процентов этого предприятия. Капитализация становится настолько интересной, что компания понимает — это уже не рынок брокера, где перебрасываются акции без ее участия, а рынок клиента. Различные фонды и банки покупают эти акции просто потому, что они интересны. И в этот момент можно выводить на размещение уже 20–30 процентов акций. И уже задорого. Владелец бизнеса сам решает, в какой момент удобно произвести IPO», — подчеркивает Евгений Коган.

Развитие фондового рынка в Сибири сегодня как никогда актуально. В Сибирском федеральном округе около 5,5 тыс. открытых акционерных обществ ведут эмиссионную деятельность. Остальные компании, а их более 20 тыс., скоро окажутся в центре пристального внимания брокеров.

Новости партнеров

    «Эксперт Сибирь»
    №11 (153) 19 марта 2007
    Социальная ответственность
    Содержание:
    Реклама