Как надо делиться

Тема недели
Москва, 19.03.2007
«Эксперт Сибирь» №11 (153)

Социальная ответственность бизнеса в силу особенностей взаимоотношений федерального центра и окраин начала превращаться из сказки в быль не в Москве, а в регионах. При существующей сегодня налоговой системе львиная часть налоговых поступлений уходит в столицу, у региональных администраций даже богатых природными ресурсами регионов остается слишком мало средств для того, чтобы сформировать бездефицитные бюджеты. Согласно данным Министерства регионального развития, в 2006 году только в 16 из 87 субъектов страны доля дотаций из центра составила всего 10%. В 37 регионах — от 10% до 30%. Наиболее благополучны в Сибири Кемеровская (10,5%), Томская (12,8%), Новосибирская (13,1%) области и Красноярский край (14,5%). А для примера: бюджет Республики Алтай в 2006 году на 54,7% состоял из федеральных денег, Республики Тыва — на 64,7%.

В 2007 году объем межбюджетных трансфертов будет увеличен на 187,4 млрд рублей. Федеральный центр постоянно пытается стимулировать регионы жить на собственные средства, привлекать инвесторов и увеличивать налогооблагаемую базу. Но вот способы выбираются очень оригинальные. Например, в этом году из Федерального фонда финансовой поддержки регионов будет выделено девять миллиардов рублей на поддержку тех субъектов, которые увеличивают свою доходную базу. Впечатление такое, будто московским чиновникам лень помочь регионам смастерить удочки, проще подкинуть еще рыбы в дополнение к уже пойманной.

Из-за нехватки бюджетных средств на различные проекты вытекает и обострение темы социальной ответственности бизнеса. Бизнеса в регионах. Именно здесь, вдалеке от столицы, это абстрактное понятие, совершенно не наполненное никаким реальным содержанием, стало вдруг обретать конкретные формы. А именно — формы соглашений о социально-экономическом сотрудничестве и партнерстве, заключаемых между региональными властями и бизнесом. В Сибири одним из первых практику заключения подобных соглашений начал губернатор Кемеровской области Аман Тулеев. Позднее ее стали использовать и другие губернаторы. Их вполне можно понять: после приватизации новые владельцы крупных предприятий активно начали избавляться от так называемых непрофильных активов, от «социалки». Власти просто обязаны были искать выход, чтобы снизить социальную напряженность.

Суть этих соглашений проста, но при этом не совсем прозрачна. Информацию об обязанностях компаний, участвующих в этих соглашениях, найти можно. В Кемеровской области это, например, повышение заработной платы шахтеров, расширение социального пакета (медицинское страхование, пенсионное обеспечение), улучшение жилищных условий шахтеров (инвестиции в социальное строительство), поддержка детских садов, домов культуры и так далее. С обязанностями другой стороны — собственно региональных властей — гораздо сложнее. Что они обещают сделать для компании, которая откликнулась на их социальный призыв? Любые преференции, налоговые льготы в этих взаимоотношениях будут восприниматься как коррупция. Скорее всего, бизнес получает отсутствие излишних беспокойств со стороны различных проверяющих органов, задержек при согласовании и получении разрешительных документов. Ведь количество административных барьеров, которые нужно преодолеть бизнесмену для того, чтобы реализовать любой проект, очень велико.

Таким образом, можно увидеть, что если в Москве понятие «социальная ответственность бизнеса» сводится к громким заявлениям, которые кратко можно привести к известной формуле — «делиться надо», в российских регионах, в том числе и в Сибири, соцответственность принимает формы конкретных административно-хозяйственных отношений. Эти исторически сложившиеся путы могут и не устраивать предпринимателей, но в силу отсутствия каких либо влиятельных объединений, реально отстаивающих интересы бизнеса, изменить что-либо они пока не в силах. Более того, сращивание и взаимная лояльность таких организаций и властей — дело вполне обычное. И бог с ними, если бы не одно «но»: кто будет рулить все еще формирующейся рыночной системой экономических и деловых отношений — эффективно работающая для себя и населения власть или эффективно работающий на себя и своих работников бизнес?

Новости партнеров

    «Эксперт Сибирь»
    №11 (153) 19 марта 2007
    Социальная ответственность
    Содержание:
    Реклама