Мультинациональная наука

9 апреля 2007, 00:00
  Сибирь

Сергей Филимонов, кандидат физико-математических наук, доцент физического факультета Томского государственного университета

— На трехмесячную стажировку в Германию я попал в 2000 году, сразу после защиты кандидатской диссертации. Это был очень удачный момент для прохождения стажировки, поскольку после защиты передо мной стояла задача выбора направления своей дальнейшей деятельности. Для прохождения стажировки я выбрал Исследовательский Центр Юлих, экспериментальную группу, которая изучала процессы формирования наноструктур на полупроводниковых поверхностях. Это были люди, которые действительно умели делать совершенно фантастические вещи. Я же занимался теорией этих процессов, поэтому мы отлично подошли друг другу и, соответственно, сработались.

Больше всего мне понравилось то, что научно-образовательная система в Германии очень гибкая. Для российской системы характерно то, что люди, окончившие университет, получившие какую-то специальность и работающие в каком-то направлении, как правило, продолжают этим же заниматься дальше — и в аспирантуре, и после нее. В ФРГ в этом плане все по-другому — люди, получив базовое высшее образование и специализацию в каком либо направлении, например, физика полупроводников, обычно его немножко меняют. При этом правилом является не только смена направления, но и смена места работы на начальных этапах научной карьеры. Это заметно расширяет кругозор и позволяет получать совершенно удивительные результаты благодаря тому, что люди, занимающиеся одним делом, имеют различный опыт.

После первой поездки в Германию в рамках DAAD я бывал в ФРГ неоднократно, в том числе и по программе Фонда им. Александра фон Гумбольдта. Но вся моя нынешняя деятельность процентов на 80 базируется на том фундаменте, который был заложен во время той короткой поездки в 2000 году. Конечно, за три месяца какую-то реальную работу сделать невозможно, но всем, что было доступно, я воспользовался. Мне удалось установить контакты и связи с людьми из разных университетов, причем не только немецких, потому что наука в Германии мультинациональна. И эти связи позволяют продолжать работу и сейчас. То есть стажировка в Германии оказалась ценной для меня не столько в плане конкретного результата или конкретных знаний, сколько именно в отношении образовавшихся связей. А это как раз то, что, помимо отсутствия финансирования, является главной проблемой нашей академической системы: в силу больших размеров страны и каких-то давних традиций, академическая мобильность в России практически нулевая. Очень редки случаи, когда люди из одной организации переходят в другую и тем более — переезжают из одного города в другой.

Я достаточно много общаюсь с теми, кто имеет зарубежный опыт и с теми, кто его не имеет — люди, которым довелось поработать за границей, более гибкие, они легче переключаются на новые задачи и в целом более успешны.

Подготовила Софья Гольдберг