Сибири нужны дороги

Динамичный рост потребительского рынка Сибири и численность ее населения, сопоставимая с количеством жителей одной европейской страны, — как минимум две, лежащие на самой поверхности, предпосылки дальнейшего развития торгово-экономических отношений Сибири и Германии

В августе 2006 года Михаэль Кантцлер сменил Михаэля Грау на посту Генерального консула ФРГ в Новосибирске. После первой пресс-конференции местные журналисты отметили чувство юмора нового официального представителя Германии («Кантцлер — это моя фамилия, консул — моя должность», — обыграл ситуацию Михаэль), отличное знание русского языка и присущую всем дипломатам осторожность. Новый консул не спешил «комментировать перспективы» и «давать оценки». «Для начала мне необходимо познакомиться с самым большим в мире (11 млн кв. км — Ред.) немецким консульским округом, — говорил журналистам господин Кантцлер и тут же интриговал на перспективу. — Но могу сказать, что в ближайшее время основное внимание в развитии внешнеэкономических связей Германия намерена уделить сибирскому и дальневосточному регионам». Сейчас, по прошествии более чем полугода, Михаэль Кантцлер отвечает на вопросы о перспективах торгово-экономического сотрудничества Сибири и Германии подробнее.

— Господин Консул, вы в Новосибирске почти восемь месяцев. И с городом, и с регионом уже успели познакомиться. Каковы впечатления? Что в первую очередь привлекло ваше внимание, что можете сказать о вверенном вам консульском округе?

— Ну, прежде всего о Новосибирске. По-моему, это очень интересный город, в котором приятно и комфортно жить. Здесь большой выбор культурных учреждений: кино, театров, музеев. Магазины на любой вкус. Причем в достаточном количестве представлены близкие всем европейцам мировые бренды, так что чувствуем себя с женой в Новосибирске почти как дома. Сами жители симпатичные, приятные в общении люди. Хорошо и сердечно приняли нас, и со многими здесь мы уже подружились. А ведь это тоже важно, для того чтобы чувствовать себя комфортно.

Сейчас я путешествую по Сибири поездом. Мне очень нравится, хорошее качество обслуживания, комфортно. Но отнимает много времени, так что если бы я был бизнесменом, то предпочел бы самолет

Что же касается работы, она, безусловно, увлекательна. Сибирь — один из самых многообразных и интереснейших регионов России. Наверное, мне не нужно говорить русским читателям, что эта территория обладает очень большими запасами полезных ископаемых. Кроме того, здесь сильный научный сектор: новосибирский Академгородок и другие структурные подразделения Сибирского отделения РАН. Они станут немаловажными факторами в рамках проводимого Года Сибири в Германии. Напомню, что таковым объявлен текущий 2007 год. А само открытие Года Сибири состоится на промышленной ярмарке в Ганновере. Полагаю, что уж здесь-то вашему региону есть что показать немецким деловым кругам, есть что предложить. В Сибири достаточно много крупных, развитых промышленных предприятий, представляющих самые разные отрасли: машиностроительную, электротехническую, пищевую и ряд других. В вашем регионе хороший рынок сбыта, который приобретает все большее значение для немецких предпринимателей. Ведь в европейской части России рынки уже насыщены или близки к тому, за Уралом ситуация еще немного иная. Я бы сказал, что Сибирь — это целый континент, если можно употребить такой термин, который обещает бизнесменам большие перспективы. Вы сами упомянули: в прошлом году я предсказал, что немецкие фирмы все больше заинтересованы в Сибири — так и есть.

— Большие перспективы? Что вы имеете в виду, можете пояснить?

— Я, конечно, не предприниматель и не слежу за деталями развития рынков, но есть наблюдения, которыми могу поделиться. В частности, сложно не заметить присутствие немецких компаний на строительном рынке. И на выставке «СтройСиб», которая проходила в феврале в Новосибирске в выставочном комплексе «Сибирская Ярмарка», это было очень заметно. Пятнадцать, а может, и больше, немецких фирм представляли свою продукцию. Вот пример того интереса, который проявляют немецкие предприниматели к Сибири, к ее рынку в секторе строительства и строительных материалов. В Новосибирске, насколько мне известно, очень высокие темпы строительства жилья. В прошлом году, например, новой жилой площади было сдано как минимум на 40 процентов больше, чем в 2005-м. Это, разумеется, влияет на деловую активность и интерес компаний Германии к региону, к этому рыночному сегменту.

Я наблюдаю сегодня развитие вашего потребительского рынка. В конце прошлого года и начале текущего в Новосибирске открылось два супермаркета «Лента», большой петербургской розничной продовольственной сети, через год откроется IKEA. Возможно, в ряде сибирских городов будут построены моллы очень крупной немецкой торговой сети Metro Cash&Carry. Это тоже сказывается на интересе немецких производителей к Сибири. В будущем можно предположить только дальнейший рост деловой активности, в том числе и со стороны зарубежных компаний, на территории сибирского региона. У вас развитие рынка потребительских товаров началось относительно недавно, и нужно еще некоторое время, чтобы догнать западную часть России.

— Однако для столь обширной территории у нас не так уж много населения. Это не смущает немецких предпринимателей?

— Да, но потребительский рынок очень хорошо развивается именно в больших городах Сибири. Только в Новосибирске порядка двух миллионов жителей, это разве мало? Есть и другие большие города. В целом в Сибирском федеральном округе проживает около 20 миллионов человек, что сравнимо с численностью населения какой-нибудь европейской страны.

— В таком случае, почему немецкие компании не спешат вкладывать деньги в строительство здесь производственных площадок? Почему торговые отношения по-прежнему превалируют над капиталовложениями в производство?

— Да, вы абсолютно правы. Большинство немецких предприятий пока ограничиваются поставками в Сибирь продуктов питания или каких-либо промышленных товаров. Но я полагаю, что сейчас компании ФРГ шаг за шагом начинают двигаться и в другом направлении, в направлении капиталовложений. Хотя всегда нужно учитывать, что в Германии очень много средних предприятий. И для них не так просто, как для крупных немецких концернов, вкладывать капиталы в дальние регионы, в другие страны. Расстояние между Сибирью и Германией все еще играет определенную роль, несмотря на современный уровень транспортных коммуникаций и информационных технологий. Тем не менее, первый шаг уже сделан — немецкие предприятия пришли на российский рынок. Западная часть России, где действительно работает очень много международных компаний, к Европе ближе и потому больше освоена интернациональными концернами.

Я говорил с несколькими представителями немецких предприятий. Они рассматривают возможность прихода в сибирские города не только в качестве поставщиков продукции, но и инвесторов в производство. Подобные решения всегда зависят от объемов оборота продукции компании. Если выручка от торговли в регионе растет хорошими темпами и в определенный момент превышает некий уровень, условно говоря, рентабельности присутствия на местном рынке, то заходит речь и об организации производства. Это уже в свою очередь позволяет компании снижать уровень транспортных расходов и целого ряда других издержек. Так развивалась ситуация у нескольких немецких предприятий в сфере производства строительных материалов. Но так или иначе, расстояние и сбыт играют главную роль.

— А разве Сибирь не рассматривается немецкими компаниями как транзитный регион между Западом и Востоком?

— В таких крупных городах, как Новосибирск, Томск, Барнаул, на мой взгляд, очень мало азиатского влияния, если не считать большого числа японских машин на улицах. В России все же преобладает не азиатский, а европейский аспект. Является ли Сибирь для Германии неким мостиком, транзитом между Европой и Азией? В каком-то смысле, наверное, так оно и есть. Но, с другой стороны, в Азии достаточно сильно влияние самой России, особенно в топливно-энергетической сфере. Россия сама готова поставлять продукцию в Китай, другие азиатские страны, что, пожалуй, нисколько не легче, чем работать на рынках Европы. Немецким же предпринимателям, наверное, проще выходить напрямую в страны АТР. Как мы уже говорили, пока здесь не так уж много производственных площадок, принадлежащих компаниям из Германии, и ориентированы они исключительно на тот уровень спроса, который существует на местном рынке.

Что касается транспортной сети, то, конечно, это не мое дело — критиковать ситуацию. Но совсем недавно я слышал о решении строить здесь автобан. Это было бы замечательно! Сибири нужны такие проекты. Для установления более тесных связей с Германией важна транспортная инфраструктура. Все, вплоть до численности рейсов между городами Сибири и Германии, качества обслуживания на этих рейсах, удобства пересадок в трансферных аэропортах. Эти мелочи играют свою роль.

Необходимо и развитие малой авиации, организация рейсов небольших джетов для внутрирегиональных перевозок. Ведь у вас такие расстояния! Сейчас я путешествую по Сибири поездом. Мне очень нравится, хорошее качество обслуживания, комфортно. Но отнимает много времени, так что если бы я был бизнесменом, то предпочел бы самолет. Из Новосибирска до Красноярска, например, лучше долететь за 1,5 часа, чем потратить на поезде 12–14 часов. Время — наш главный и самый дорогой ресурс, который необходимо экономить.

— Михаэль Грау, ваш предшественник, отмечал, что в экономической сфере успешность работы консульства измеряется объемами товарооборота между Сибирью и Германией, количеством заключенных контрактов между немецкими и сибирскими компаниями. Вы придерживаетесь аналогичной точки зрения или видите деятельность несколько шире?

— Как и Михаэль Грау, я заинтересован в том, чтобы привлекать сюда как можно больше немецких предприятий с капиталовложениями в регион, повышать объемы товарооборота и увеличивать количество контрактов. Я продолжаю вести эту работу, так же, как и он, вместе со своей небольшой командой поддерживаю коммерческие начинания немецких предпринимателей. Но заключать контракты — задача самих предприятий. Благоприятный исход деловых переговоров, как известно, зависит от множества разных условий, на которые мы влияем лишь частично. Поэтому я бы не стал говорить, что эффективность нашей работы оценивается именно количеством заключенных контрактов и проведенных переговоров. Это только часть нашей работы, равно как и поддержка контактов в области культуры, в гуманитарной сфере, услуги по оформлению виз, поддержка политических отношений с местной властью. Хотя не стану спорить: экономические вопросы, интересы немецких предпринимателей для Германии, ее правительства в приоритете.

Работа консульства во внешнеторговом отношении опирается на три столпа: дипломатическое представительство, представительство торгово-промышленной палаты и, наконец, помощь Федеральному агентству по внешнеэкономическим связям, в котором работают журналисты, пишущие на экономическую тематику. Их статьи специально предназначены для немецких предприятий, они информируют предпринимателей о ситуации в разных отраслях российской экономики и дают представление о возможностях местного национального рынка.

— А как вы считаете, инициативы российского правительства, направленные сегодня на развитие Сибири и Дальнего Востока, спровоцируют дополнительный интерес к нашему региону со стороны немецких предпринимателей?

— Я думаю, что это, конечно, окажет влияние на развитие наших двусторонних отношений в экономическом плане. Как внешняя политика любой страны влияет на ее внешнюю торговлю, так и повышенное внимание федерального центра к тому или иному региону определяет уровень деловой активности в нем. Представление сибирской экономики в Германии в рамках Года Сибири в ФРГ, мне кажется, тоже сыграет свою положительную роль в отношениях двух территорий. Я знаю, что есть вполне определенные планы развития энергетического сектора, лесопромышленного комплекса Сибири, эти сферы интересны и предпринимателям Германии. Обмен информацией о готовящихся проектах в вашем регионе, определение перспектив развития территории, встречи деловых людей станут причиной новой волны интереса к сибирским просторам. А это новые возможности по привлечению капитала на свои территории для представителей региональных властей. Это шанс по развитию собственного производства для сибирских предпринимателей.

Михаэль Кантцлер

Родился 18 июня 1955 года в Нюрнберге

1974 — аттестат зрелости

1974 — поступление на военную службу в качестве кандидата в офицеры

1975–1978 — учеба в Университете Бундесвера в Мюнхене, специальность: экономика и управление. Диплом: специалист по экономике

1979–1986 — продолжение военной службы в качестве офицера

1986–1988 — обучение в Министерстве иностранных дел для работы в качестве чиновника высшего ранга

1988–1989 — Министерство иностранных дел в Бонне, отдел политики и культуры

1989–1992 — Посольство в Нью-Дели, Индия, экономика

1992–1995 — Посольство в Москве, Российская Федерация, политика и протокол

1995–1998 — Федеральная Академия политики безопасности, Бонн, внешняя политика

1998–2002 — Посольство в Вене, Австрия, пресса и протокол

2002–2006 — Руководитель курсов подготовки кадров повышенного ранга, Академия дипломатической службы Федерального министерства иностранных дел, Бонн/Берлин

С августа 2006 года Генеральный консул Федеративной Республики Германия в Новосибирске. Женат, имеет двух сыновей.