Не надо деловой романтики

Напишите правильный бизнес-план, следуйте принципам эффективного менеджмента и создайте мотивацию в компании. Для привлечения внешнего финансирования больше ничего не требуется

Мы встретились с Фредом Лудольфом в Томске, куда он, управляющий партнер немецкой инвестиционной компании OET GOLDEX, приехал провести двухдневный семинар в рамках проекта сотрудничества общества InWEnt с объединениями выпускников Президентской программы подготовки управленческих кадров.

Чем привлек нас Фред Лудольф? Если вы — успешный бизнесмен, ваша компания вот уже несколько лет подряд показывает хороший рост, вы намерены расширяться, запланировали купить импортное оборудование, то, наверное, вы не откажетесь от нескольких советов, которые может дать эксперт по вопросам инвестиционного финансирования. «Мы оцениваем предприятие с точки зрения многочисленных критериев — проверяем баланс, всю документацию, бизнес-планы и тщательно подходим к проверке руководства и маркетинга фирмы», — так описывает свою работу Фред Лудольф. Особенность такого исследования (его называют due diligence) состоит в том, что финансовые консультанты вынуждены проводить более глубокий анализ российских компаний, чем это обычно делается в той же Европе. Ничего не поделаешь — инвестиционные риски в России пока еще очень высоки.

— Фред, в чем ошибки сибирских предпринимателей, когда они решают привлечь финансирование для проектов своих компаний?

— Первая ошибка: российские и сибирские компании не так активно интересуются своими потенциальными немецкими партнерами, как мы со своей стороны интересуемся российскими компаниями и изучаем их. Вторая ошибка состоит в том, что документация, которая подается на рассмотрение, непрофессионально подготовлена. Качество бизнес-планов часто оставляет желать лучшего, некоторые представляют собой скорее бизнес-романтику, чем описание реального положения дел на рынке и конкретного проекта. Хотя встречаются и очень хорошо составленные.

Я бы еще отметил неготовность русских к длительным усилиям. Они хотят достичь результата очень быстро. Им хочется сразу получить финансирование, и нет желания связываться с рутинной работой. Менталитет заставляет искать более простые источники привлечения средств. Но понимаете, есть разница ментальности между немецкими инвесторами и, скажем, американскими. Объективно складывается так, что немецкие инвесторы приходят на рынок и они готовы к более долгосрочному сотрудничеству, чем американцы. Разумеется, мы тоже хотим, чтобы наши деньги оборачивались быстрее. Но своим клиентам из Германии рекомендуем настраиваться на более длительную работу на российском рынке. Практика показывает, что если набраться терпения и закрепиться на этом рынке, то в лице россиян ты получаешь очень надежных, преданных партнеров. В 1990 году мы начали свою деятельность здесь, и у нас еще с тех времен остались друзья, с которыми мы вели бизнес. В то непростое время у нас была такая ментальность и такое представление, что именно в этот период самые большие шансы на успех. В любом, даже самом большом кризисе появляются новые возможности.

— Вы оценивали изменение условий деятельности в России в связи с предстоящим ее вступлением в ВТО?

— С точки зрения немецкого бизнеса вступление России в ВТО — это большое преимущество. Российский рынок очень интересен, это рынок будущего. Он будет более открытым для международных компаний. Однако для некоторых российских отраслей условия конкуренции станут более жесткими. Я могу порекомендовать готовиться к этому уже сейчас. Например, следует больше средств тратить на повышение квалификации и образование сотрудников.

Ключ к успеху российских бизнесменов находится в головах людей. Отсюда и появляется понимание преимуществ использования современных технологий в бизнесе, в производстве. Но требуется определенное мужество, чтобы пойти на это. Это возможно, если вы обладаете высоким уровнем профессионализма. Есть прекрасная книга американских авторов Роберта Уотермана и Тома Питерса «В поисках совершенства» — очень интересное исследование, поясняющее, почему определенная часть фирм в мире достигают вершин, а у других компаний, несмотря на все старания, этого не получается. Они выяснили, что очень многое зависит от мотивации. Поэтому важно совершенствовать все функции, все черты, которыми обладает хороший управленец. Иногда чему-то можно поучиться у американцев.

— А у немцев?

— У немцев тоже. Они более терпеливые, как я уже говорил. А у американцев есть такое качество «впрыгнуть-выпрыгнуть»: зайти на рынок, снять сливки и выйти из него. У нас не так. В этом наше отличие.

— Перечислите наиболее важные качества успешного топ-менеджера.

— Прежде всего, преуспевающий менеджер мыслит на перспективу, он всегда видит картинку будущего своего предприятия. Он должен быть эмоционально интеллектуальным, то есть уметь подавать пример другим. У него должна быть целеустремленность, выдержка и настойчивость. Приветствуется обладание творческим, гибким подходом, умение формулировать нестандартные идеи и выстраивать сценарии развития ситуаций. Он должен быть буквально одержим своим делом. Важны и такие качества, как способность давать оценки и принимать решения, готовность к риску, обладание исключительными коммуникативными способностями. Должно быть желание учиться и, наконец, я бы отметил стремление к самостоятельности и независимости.

Редакция благодарит общество InWEnt (Генеральный менеджер германского вклада в Президентскую программу, финансируемый Министерством экономики Германии) за организацию интервью и Александра Гейера за услуги переводчика