Сто лет истории

Москва, 09.04.2007
«Эксперт Сибирь» №14 (156)
Томская область больше похожа на региональное министерство иностранных дел. С пронемецким вектором международных отношений

Германия — один из главных стратегических партнеров Томской области среди европейских стран. Почему? Чтобы ответить на этот вопрос, нам придется совершить экскурс в историю и вспомнить, к примеру, что среди тридцати томских губернаторов было восемь человек с немецкими корнями, включая и меня. Или о том, что Томский университет был создан по модели университета Гумбольдта в Берлине. О том, что несколько проектов корпусов нынешнего Томского политехнического университета были разработаны академиком архитектуры Робертом Марфельдом, а руководил строительством немецкий инженер и архитектор Фортунат Гут. Затем можно вспомнить колонизацию неосвоенных земель в конце XIX века, которая завершилась тем, что к 1915 году Томская губерния приняла 36 тысяч немецких колонистов. Нужно упомянуть годы Великой Отечественной войны, когда в Томскую область были депортированы около 20 тысяч немцев. К слову, и сейчас в нашей области живет около 13 тысяч немцев. В общем, исторический фундамент для развития наших взаимоотношений существует более ста лет.

Время идет, все меняется. Изменилось и наше отношение к Германии, и отношение немцев к России. ФРГ — лидер в торговле России с зарубежными государствами; ее стратегический партнер, равно как для всех европейских стран. Я бы сказал, что Германия — это своего рода мост между нашей страной и Европейским экономическим сообществом. Именно поэтому особое внимание уделяется и политическому, и экономическому сотрудничеству России и Германии, включая связи между отдельными регионами двух стран. При этом хочу подчеркнуть, что это внимание обоюдное. Мы интересны немцам не меньше, чем они нам. Это касается и сибирских регионов. Ведь Год Сибири в Германии не просто формальность. Это подтверждение взаимного интереса — политического, экономического, культурного. И Томская область — лишь один из участников процесса налаживания сотрудничества с Германией.

С начала 1990-х, с того самого времени, когда рухнул «железный занавес», мы одни из первых в Сибири начали представлять себя на международных выставках, проводить встречи немецких и томских предпринимателей, тесно работать с Посольством Федеративной Республики Германия в России, проводить презентации региона. Апофеозом нашего политического сотрудничества стал, без сомнения, очередной раунд российско-германских межправительственных консультаций, который прошел в Томске в прошлом году.

Германия пока занимает незначительное положение во внешней торговле Томской области. Объем товарооборота в 2006 году составил около 15 миллионов долларов. При этом на экспорт и импорт приходятся примерно равные доли. Но наша активность, считаю, приносит плоды. С Германией активно сотрудничают многие томские предприятия и организации. Среди наиболее известных — ФГУП «Сибирский химический комбинат», ООО «Томскнефтехим», ОАО «ТП Томский инструмент», ОАО «Сибэлектромотор», ОАО «Манотомь», ЗАО «Сибкабель», ОАО «Томское пиво», ЗАО «Элеси». Этот список исчисляется несколькими десятками предприятий.

Радует тот факт, что с Германией налажены тесные контакты у томских вузов. Институт химии нефти сотрудничает с учеными Ганновера по изучению состава нефти Северной Германии. Томский политехнический университет открыл свое представительство в университете города Карлсруэ. Томский государственный университет имеет прочные связи с немецким Агентством академических обменов, культурным центром имени Гете, немецким научным обществом и так далее. Наш медицинский университет включился в совместную программу «Кох-Менчиков фонда».

Конечно, присутствие крупного германского бизнеса на территории региона — максима. Мы прекрасно понимаем, что Сибирь в целом, если не брать во внимание нефть и газ, не очень интересна крупным компаниям. Ни с точки зрения производства товаров и услуг, ни с точки зрения их реализации. Здесь масса факторов — от транспортных издержек до немногочисленного населения. Но сегодня приходит иное время. Уже сейчас начинается процесс модернизации индустриальной базы Сибири, обновления основных фондов. На многих сибирских предприятиях установлено и работает немецкое оборудование. Сегодня германские фирмы все чаще приходят в здравоохранение. Например, немецкая компания Carl Zeiss стала одним из учредителей Томского института микрохирургии. На днях у нас состоялось открытие Томского филиала Российского научного центра «Восстановительная травматология и ортопедия» имени академика Илизарова, который тесно сотрудничает в том числе и с германскими компаниями.

Словом, сегодня германские бизнесмены и политики должны посмотреть на Сибирь несколько иными глазами. Я, например, убежден в том, что развитие сибирских регионов гораздо более перспективно, чем регионов европейской части страны. Здесь играют роль не только огромные природные ресурсы, мощные промышленные предприятия, но и новая отрасль экономики — инновационная. В Томске создается особая экономическая зона технико-внедренческого типа, в Новосибирске — технопарк, в Красноярске — национальный университет. Все это не может не интересовать германских бизнесменов.

Прошлогодний российско-германский саммит дал новый импульс отношениям Томской области и ФРГ. И не только им. Проведение Года Сибири в Германии как раз относится и к результатам саммита. Вся Сибирь получила уникальный шанс рассказать о себе, о своих возможностях. Я надеюсь, что следующий — 2008 год — станет годом Германии в Сибири, продолжая и развивая наше взаимовыгодное сотрудничество.

Мы ждем от немцев партнерства во всех сферах деятельности, появления и реализации совместных инициатив. В Томской области, например, есть более десяти так называемых золотых проектов — от освоения природных запасов до развития особой экономической зоны. В каждом из них найдется место для германского бизнеса. Мы хотим сформировать у германских политиков и бизнесменов понимание того, что Томская область — это развивающийся и образованный, открытый для взаимовыгодного сотрудничества регион.

У партнеров

    «Эксперт Сибирь»
    №14 (156) 9 апреля 2007
    Дипломатия
    Содержание:
    Реклама