Траектория консалтинга

23 апреля 2007, 00:00
  Сибирь

Пути развития и расставляемые компаниями приоритеты формирует не кто иной, как заказчик ее услуг. «Именно человеческий фактор определяет выбор клиентом той или иной консалтинговой компании. Это условие сохранится и в будущем», — отмечает директор компании «Эксклюзив консалтинг» (Новосибирск) Ольга Гаращенко

— Как в целом можно охарактеризовать ситуацию, сложившуюся на рынке консалтинговых услуг?

— Главная особенность рынка консалтинговых услуг — несоответствие спроса и предложения. Оно выражается не в количественных рыночных показателях, а в качественных характеристиках. Дело в том, что клиент зачастую хочет не того, что ему предлагает и даже навязывает консультант. В самом общем виде ситуацию можно описать так: обратившийся к услугам консалтинговой компании заказчик хочет получить готовый способ решения проблемы, консультант же предлагает «на продажу» методологию, идеологию, собственное видение ситуации. В лучшем случае, как компромисс, на пересечении соответствующих кривых получается так называемая «схема». Особенно актуальна такая постановка вопроса применительно к управленческому, налоговому и юридическому консалтингу.

Клиенту и консультанту еще предстоит проделать определенный путь навстречу друг другу, поэтому сегодня более эффективны те компании, которые уже предприняли определенные шаги в выстраивании эффективных отношений.

— Какие консалтинговые услуги пользуются наибольшим спросом, и существуют ли региональные отличия?

— На мой взгляд, в Сибири наиболее востребованным является «универсальный» консалтинг в виде решения конкретной проблемы по принципу «здесь и сейчас». В разрезе отраслей наибольший спрос отмечается в строительстве (девелопменте), в деятельности многопрофильных холдингов и развитии розничных сетей.

Региональные различия в отношении тех или иных видов консалтинговых услуг несущественны. Проблемы у всех примерно одни и те же. Особняком стоят лишь Москва и в какой-то степени Санкт-Петербург. Тем не менее, предмет сегодняшних услуг для московских и питерских компаний (например, финансово-инвестиционный консалтинг) — это вопрос завтрашнего дня для остальных регионов.

— По каким критериям клиенты выбирают, к услугам какого консультанта обратиться? В приоритете находятся представители столичных игроков или местных компаний?

— Если инициатива исходит от топ-менеджеров, ведущих специалистов, главных бухгалтеров, то они, как правило, ориентируются на «удобных» консультантов. На тех, которые у всех на слуху и которые не усомнятся в их профессиональной компетенции. Когда в консалтинге заинтересованы собственники и руководители бизнеса, их оценка строится по принципу «свой-чужой». «Своим» считается консультант, вхожий в определенный круг знакомств и имеющий за плечами собственные успехи в бизнесе или иные достижения.

Говорить об однозначном приоритете столичных компаний сегодня не приходится. Московские консалтинговые бренды зачастую ассоциируются с дороговизной предоставляемых услуг, навязыванием своих правил игры, излишней академичностью. И я бы отметила одну особенность многих местных игроков — среди них много слишком молодых и амбициозных людей, им трудно вызвать безоговорочное доверие к себе со стороны клиента.

Интервью взяла Рада Державец