В группе «ДОМОЦЕНТР» — одном из крупных сибирских ретейлеров отделочных и строительных материалов — выбором компаний для организации проверки бухгалтерской отчетности занимается специальная служба — отдел внутреннего аудита. По словам его руководителя Светланы Перуновой, «основными критериями конкурсного отбора являются полнота и достоверность предоставленной информации об организации, соответствие данных требованиям законодательства, спектр сопутствующих аудиту услуг, опыт работы и клиентская база, а также отличные рекомендации партнеров, место в рейтингах». «И, конечно, — подчеркивает Светлана, — немаловажную роль играет стоимость проведения аудита»
— С кем предпочитают сотрудничать сибирские ретейлеры: со столичными или местными аудиторами?
— Думаю, пока сибирские ретейлеры предпочитают сотрудничать с местными аудиторами, если это касается аудита по Российским стандартам бухгалтерской отчетности (РСБУ). Это связано в первую очередь со стоимостью услуг: у столичных компаний она на порядок выше. Кроме того, командировка непосредственных исполнителей накладывает на заказчика дополнительные расходы. Качество же услуг известных сибирских аудиторских фирм не уступает уровню столичных конкурентов. Таким образом, сотрудничество со столичными или международными аудиторами экономически оправдано только в случае необходимости использования их громкого имени.
— Какие из сопутствующих аудиту услуг сегодня наиболее актуальны?
— Наиболее востребован стандартный пакет сопутствующих услуг: экспресс-аудит, консалтинг, юридические услуги. Даже в тех компаниях группы, которые не подлежат обязательному аудиту, мы отдаем проверку бухгалтерской отчетности на аутсорсинг. Инициативный аудит необходим в узких направлениях деятельности предприятия, например, связанных с недвижимостью или какими-то сложными процессами. Также прибегаем к консультированию. Недавно мы впервые воспользовались услугой аудиторов по анализу финансово-хозяйственной деятельности стороннего предприятия с целью выявления финансовых и налоговых рисков при приобретении доли в его уставном капитале. В теории это называется «дью дилижанс» (принцип действия, призванный обеспечить проекту защиту от неожиданностей, включая поездку на место, изучение обстановки на месте, знакомство с потенциальными партнерами, оценку рисков — Ред.).
— В вашей компании проводится аудит по российским или международным стандартам МСФО? Чем обусловлен такой выбор?
— Группа «ДОМОЦЕНТР» проводит аудит по российским стандартам, а с 2007 года и по МСФО. Переход на отчетность по международным стандартам обусловлен необходимостью — мы выходим на рынок ценных бумаг (в ближайшее время планируется размещение дебютного облигационного займа). Наличие международной отчетности повышает доверие инвесторов к компании и в долгосрочной перспективе позволит снизить стоимость заимствований на открытом рынке. Стандарты МСФО на рынке ретейла обычно используют крупные игроки, выходящие на рынки ценных бумаг с целью получения инвестиций для своего бизнеса, либо компании, имеющие в своем составе международный капитал. В этом случае это обусловлено и национальным законодательством стран.
Интервью взяла Ирина Кичкайло