Решение о смене генерального директора «Ярича» Евгения Демидова было принято советом директоров «Росспиртпрома» в середине апреля. На смену ему пришел москвич Андрей Медведев, занимавший пост заместителя начальника контрольно-ревизионного управления главного собственника завода.
Сейчас на предприятии проводится финансовая проверка предприятия за минувший год. Как сообщили в компании, результаты проверки должны стать известны к середине мая. Впрочем, уточнять, в связи с чем проводится проверка и какие моменты деятельности прежнего руководителя изучаются, в пресс-службе «Росспиртпрома» не стали.
Сложности у красноярского предприятия возникли в начале нынешнего года после введения Минфином поправок в приказ «О порядке приобретения и учета федеральных специальных марок». В связи с этим у предприятия возникла необходимость предоставить ФНС обеспечение в 58 млн рублей. Таких денег у «Ярича» не оказалось. Банки в гарантиях без поручителя отказали, поскольку все имущество завода уже было заложено. В итоге, как только закончились акцизные марки, завод был остановлен. Уже уволилось 139 человек персонала предприятия.
Неожиданностью для руководства компании это событие не стало. О возможности прекращения производства водки еще в феврале заявлял генеральный директор «Ярича» Евгений Демидов. Правда, цифры тогда звучали другие. По оценкам Евгения Демидова, для обеспечения бесперебойной работы в тот период времени заводу было необходимо около 116 млн рублей.
Руководство завода и «Росспиртпрома» просило краевую администрацию, чтобы ее 100-процентное предприятие «Красцветмет» выступило поручителем перед Восточно-Сибирским Сбербанком по кредиту в 100 млн рублей. Но региональные чиновники признали это требование необоснованным и заявили, что не вправе распоряжаться имуществом другого предприятия для решения проблем «Ярича», не являющегося государственным.
В качестве гаранта краевая администрация предлагала использовать Союз участников алкогольного рынка (СУАР), объединяющего продавцов импортной алкогольной продукции. Было получено соответствующее принципиальное согласие со стороны этой организации. Однако, как сообщил советник губернатора Красноярского края по алкогольному рынку Валерий Анохин, менеджеры «Росспиртпрома» от этого варианта отказались, сославшись на то, что не считают СУАР дружественной структурой. «Возникает ощущение, что бизнесмены просто хотели втянуть власти в решение финансовых проблем своего предприятия, в ультимативной форме требуя стать гарантом по кредитам», — говорит Валерий Анохин.
Не принесли результатов и самостоятельные переговоры «Росспиртпрома» с кредитными организациями. После ознакомления с делами компании от кредитования предприятия отказался санкт-петербургский банк «Севморпуть». Ситуация зашла в тупик.
Между тем назвать остановку «Ярича» исключением достаточно сложно. По словам заместителя руководителя регионального УФАС Олега Харченко, за последние годы в крае было закрыто 14 ликеро-водочных предприятий из работавших в конце 80–х годов. Теперь алкогольную продукцию на территории региона разливает лишь одна «Шушенская марка». При этом Олег Харченко отметил, что обращений со стороны местной власти по делам, связанным с банкротством предприятий отрасли, в антимонопольные органы не поступало.
В прошлом году банкротами были признаны два других крупных краевых производителя алкогольной продукции — «Минал» и Канский ликеро-водочный завод (ЛВЗ), также принадлежащие «Росспиртпрому». Региональные власти намерены их запустить в нынешнем году. Сейчас на «Минале» введено внешнее управление. Для его оживления, по оценкам специалистов «Енисейской алкогольной ассоциации», потребуется порядка 20 млн долларов. Канский ЛВЗ находится в конкурсном производстве. Краевые власти намерены его запустить уже к лету нынешнего года. Однако проблемы с «Яричем» поставили эти планы по угрозу срыва.