В начале мая общественность Иркутской области ознакомилась с предварительными итогами труда московской консалтинговой компании «Стратегика», которая совместно с Фондом регионального развития Иркутской области (ФРРИО) и исполнительной властью региона работает над созданием «Стратегии экономического развития Иркутской области до 2022 года». К разработке новой стратегии компания «Стратегика» вместе с редставителями ФРРИО и администрацией области приступила с вещей довольно логичных: анализа текущего состояния экономики и налоговой базы консолидированного бюджета, а также оценки конкурентоспособности области и потенциала развития отдельных секторов экономики. Полученные впечатления аналитики «Стратегики» обещают к середине мая сформировать в виде окончательного доклада по первому этапу работы. А пока журнал «Эксперт-Сибирь» смог ознакомиться с данными, озвученными руководителем проектов «Стратегики» Максимом Лозовским.
Потенциальные и очень потенциальные
Среди возможных «драйверов» роста экономики аналитики «Стратегики» отметили наукоемкое производство, технопарки, строительство, ЖКХ и газификацию региона. Уровень развития этих отраслей либо сильно отстает от общероссийских показателей (строительство и ЖКХ), либо создает принципиально новые рынки (наукоемкое производство, технопарки). Для создания системы технопарков и венчурного финансирования наукоемких проектов в регионе плацдарм есть- в виде Регионального Инновационного Центра и плеяды институтов, в том числе входящих в СО РАН. Другое дело, что у региональной власти свои ориентиры: когда потребовалось учредить областной технопарк, субъект федерации не выделил на это ни копейки. Пока на территории Иркутской области вопросы, связанные с наукоемкими производствами, решаются с помощью лозунгов, пекинские технопарки, несмотря на «догоняющую модель развития» китайской науки, активно коммерциализируют научные разработки, купленные в Иркутске на условиях «ограниченного использования» (товары выпускаются в течение нескольких лет и продаются в определенных провинциях КНР). Развитие регионального рынка строительства и ЖКХ в Иркутской области зависит от двух факторов: административного ресурса в части распределения участков под застройку и естественного в условиях дефицита ресурсов укрупнения игроков стройиндустрии. Тем не менее, аналитики «Стратегики» считают, что именно строительство, ЖКХ и добывающий сектор экономики дадут наибольший прирост валового регионального продукта к 2022 году. Хотя сейчас, по данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Иркутской области, тенденцию к устойчивому росту демонстрирует сектор обрабатывающего производства (в 2006 году + 29,5% по сравнению с предыдущим годом) и объем услуг связи (в 2006 году + 23,5% по сравнению с предыдущим годом). Аналитики «Стратегики» предполагают, что с помощью добычи, строительства и эксплуатации жилищно-коммунального хозяйства валовый региональный продукт даже без постороннего вмешательства к 2022 году вырастет почти в три раза по сравнению с 2005 годом. Уровень доходов на душу населения увеличится до 25 тыс. рублей (при условии ежегодного роста на 8%), а консолидированная выручка в экономике достигнет 1,5 трлн рублей (при условии ежегодного роста в 5%). По расчетам аналитиков, без стимулирующих демографию мер естественная убыль жителей региона к 2022 году сократит их число с 2,5 млн человек до 2,272 млн. Сейчас регион по темпам роста ВРП на душу населения плетется где-то в седьмом десятке среди остальных субъектов РФ.
Борьба за добавленную стоимость
В последние годы уровень дефицита бюджета Иркутской области колебался в районе 3%, а собственные доходы Иркутской области составили 67%, что несколько ниже, чем в среднем по Сибирскому федеральному округу. По заключению аналитиков «Стратегики», структура налоговых поступлений в консолидированный бюджет Иркутской области в 2006 году выглядела так: 28,4% приходилось на НДФЛ (в 2005 году — 26,5%), 22,5% составляет налог на прибыль (в 2005 —21,6%), безвозмездные перечисления —15,4% (в 2005 — 18,3%). Относительно второго пункта у Иркутской области есть будущее — например, в доходной части бюджета Красноярского края налог на прибыль составляет более 50%. При анализе факторов, влияющих на развитие различных секторов экономики, наибольшую оценку получил фактор доступа капитала. Предприятия региона не удовлетворены ни объемом, ни ценой капитала, доступ к которому они имеют (под термином «доступ к капиталу» понимаются длина и условия кредитов, которые могут получить юрлица).
Налоговое изъятие в последние годы росло опережающими темпами, и сейчас его уровень — 14% — сопоставим с экономическими лидерами Сибирского федерального округа (Красноярский край и Кемеровская область), хотя база изъятия значительно ниже, чем в этих регионах. Иркутская область, по мнению аналитиков «Стратегики», богата ресурсами и людьми. Однако этот потенциал не используется в должной степени из-за низкой инфраструктурной обеспеченности. Например, интерес потенциальных инвесторов к лесопромышленному комплексу Иркутской области снижает отсутствие нормальных условий для вырубки леса: в регионе на 1 тыс. га леса приходится 1,2 км дорог, в то время как в Финляндии этот показатель достигает 40 км. Лес в отдельных частях области вырубается за 150 км от лесовозных дорог. Именно по этой причине работающая в регионе лесопромышленная группа «Илим Палп» в прошлом году снижала процент собственной лесозаготовки до экономически целесообразного уровня (60%), чтобы в этом году получить больше лесобилетов для освоения лесосек соседнего Красноярского края. Лесная промышленность — наиболее показательный пример того, что бывает, когда государство не выполняет своих обязательств по отношению к бизнесу.
Судьба придатка
При обсуждении проекта в администрации области заместитель губернатора Анатолий Никитин предложил представить структурным подразделениям данные по отдельным секторам экономики. Директор департамента градостроительной деятельности и дорожного хозяйства Рита Низамова сочла, что анализ недостаточно хорош, потому что в нем не содержится алгоритм, по которому Иркутская область осуществит рывок от сырьевой экономики к постиндустриальной. «Похоже, мы остаемся сырьевым придатком, — заметила она. — Я не увидела в стратегии акцент на инновации, развитие наукоемких технологий». Сам Максим Лозовский подчеркивает, что пока в Иркутской области ведется поиск точек роста экономики, на которые и будет в дальнейшем сделан упор в развитии. Дело это небыстрое, так что для пессимизма по поводу сырьевой привязки региона и невозможности его экономики пойти по инновационному пути причин нет. Вопрос о развитии инноваций и наукоемких технологий стоит на повестке дня, и как он будет решен, зависит от условий, которые сможет создать исполнительная власть для привлечения интереса бизнеса.