Государственные заказы продолжают играть огромную роль в ИТ-сфере. Наш рынок сегодня напоминает ребенка, который уже готов, но еще боится делать самостоятельные шаги, держась за руку родителя. Любой госзаказ очень масштабен и продолжителен по времени. Компании, которые получили контракт в этой сфере — читай: выиграли тендеры — могут чувствовать себя устойчиво в течение нескольких лет и, забыв о конкуренции, получать гарантированную прибыль. Такая привязанность будет постепенно угасать, но сохранится до тех пор, пока рынок не вступит в фазу насыщения, и российские ИТ-компании не почувствуют себя на нем хозяевами. В течение двух–трех лет тренд главенства госзаказов будет только усиливаться. Этот вывод следует, если учесть, что такие монументальные ведомства, как налоговая служба, таможенные органы и казначейство уже завершили первый этап информатизации — построение ИТ-инфраструктуры — и в ближайшие годы будут все больше инвестировать в ее обслуживание и получение дополнительных сервисов и услуг. Более того, социальный сектор — Пенсионный фонд, жилищно-коммунальный комплекс, образовательные и медицинские учреждения и так далее, в который сегодня направляются значительные средства из госбюджета, требует повышения эффективности управления финансовыми потоками и контроля над ними. Разумеется, при помощи инструментов информационных технологий.
При оценке динамики развития российского сектора информационных технологий его обычно сравнивают с лидерами в области информатизации — США, Западной Европой и Японией. И как приятно на фоне уже сформировавшихся и устоявшихся рынков, ежегодный рост которых давно не превышает 5%, наблюдать показатели динамики в четыре–пять раз большие. Но когда речь заходит о доле российских компаний на мировом информационном рынке, которая составляет не более 1,5%, подобные параллели выглядят для нас гораздо печальнее. Посему более верно было бы сравнивать ситуацию в России с Украиной, Чехией или Польшей, где и уровень развития, и абсолютные объемы, и темпы роста более схожи. Хотя на самом деле мы застряли где-то посередине между двумя этими группами стран.
Показательные услуги
Весьма характерным показателем развитости рынка информационных технологий является объем расходов на ИТ-услуги: аудит, консалтинг, аутсорсинг, системную и сетевую интеграцию, разработку и внедрение программного обеспечения (ПО) и многое другое. В странах ЕС подобные расходы занимают порядка 60% от общего объема выручки ИТ-компаний, что говорит о скорой реакции заказчиков на появление инновационных продуктов и росте потребностей в обновлении используемых средств. На Украине же, например, по данным IDC (аналитической группы, специализирующейся на исследованиях информационных технологий), объем ИТ-услуг хоть и вырос на 21,5% по сравнению с 2005 годом, но по-прежнему составляет не более 9% в структуре ИТ-рынка: львиную долю в выручке украинских компаний занимают продажи компьютеров, серверов, систем хранения и обработки данных и программных продуктов. Здесь ни о какой зрелости пока не может быть и речи.
На российском ИТ-рынке наблюдается следующий этап — постепенное увеличение объемов услуг и сервисов. В 2006 году их доля, по данным Лиги независимых экспертов в области информационных технологий Linex, составила 21%, а в ряде отраслей и вовсе имеется опережающий рост расходов на сервис в области ИТ. Активное развитие получили услуги обслуживания инфраструктуры на фоне сокращения доли инвестиций в собственно ее построение, значительно возросли вложения в разработку и внедрение ПО, а доля затрат на поставку, запуск и настройку аппаратных средств стабильно сокращается. Все больше и больше востребованы бизнес- и ИТ-консалтинг.
Все это говорит о наступлении начальной стадии насыщения рынка. К большинству руководителей крупных средних и мелких компаний пришло понимание необходимости и появление желания и возможности автоматизации и информатизации бизнес-процессов и производств. Владельцы современных бизнесов все лучше стали понимать, что им нужны целостные адаптированные решения, а не кусок системы или коробочный «полуфабрикат», стали более требовательными к интегратору, стали все более четко осознавать, какой эффект хотят получить на выходе.
В будущем российский сегмент ИТ-услуг будет развиваться все активнее и активнее, что в конечном итоге позволит выстроить американскую или западноевропейскую модель рынка.
Внешние ресурсы
За счет расширения спектра сервисов и услуг ИТ-компании начинают наращивать свое присутствие в самом перспективном и все еще малоохваченном сегменте среднего и малого бизнеса (SMB). На их долю приходится значительная часть валового внутреннего продукта страны. Поэтому в области ИТ появляется все больше перспективных технологий, которые могут сделать работу сотрудников ИТ–компаний сегмента SMB значительно легче. «Этот сектор чрезвычайно привлекателен для нас, а наши новые решения в свою очередь интересны игрокам этого рынка. Так, системы класса VPro позволяют улучшить управляемость компьютерного парка, повысить его безопасность, снизить операционные издержки и совокупную стоимость владения. Мобильные и беспроводные технологии сегодня также разрабатываются с учетом адаптивности к нуждам средних и мелких компаний», — говорит руководитель пресс-службы Intel в России и странах СНГ Всеволод Семенцов.
В целом тенденция такова, что ключевым ИТ-продуктом для этих компаний станет не оборудование или программное обеспечение, а сервисы, реализованные на основе аутсорсинга. Они позволят привлечь к информатизации тысячи мелких и средних предприятий, которые не имеют собственных ИТ-ресурсов. Кроме того, рост бизнеса, увеличение количества и масштабов проектов наряду с кризисом персонала, о котором так много говорят, постепенно приведет к тому, что и остальным заказчикам гораздо выгоднее будет использовать профессиональные ресурсы и кадры «извне».
Сегодня ИТ-аутсорсинг показывает самую высокую динамику. По сравнению с 2005 годом объем аутсорсинговых работ увеличился более чем в полтора раза. Но эти данные не показательны, поскольку в 2005 году подобных проектов фактически не было, а 2006 год стал, по сути, стартовой точкой для начала аутсорсинговой деятельности ИТ-компаний. Как правило, реализованные проекты были локальными и затрагивали только малую часть ИТ–деятельности заказчика.
Развитие услуг, выполняемых сторонними компаниями, тормозится, с одной стороны, технологическими аспектами: российские фирмы и западные вендоры еще не совсем готовы строить и обслуживать удаленные офисы сотен предприятий. Но основным сдерживающим фактором является ментальность русского народа и врожденная боязнь быть обманутым — заказчики опасаются раскрывать коммерческую информацию и не хотят, чтобы она была доступна сторонним подрядчикам.
И здесь показателен западный опыт, когда на аутсорсинг шли сначала самые крупные компании, заключались долгосрочные проекты, охватывающие целиком весь ИТ-бизнес, а следом за гигантами шли более мелкие предприятия. Но, видимо, такая ситуация в условиях российской параноидальности бизнеса невозможна, и мы заходим с обратной стороны.
Консолидация
Рост потребностей населения, государства и предприятий в информационных технологиях, увеличение платежеспособного спроса и стабильное развитие экономики стимулирует «вызревание» ИТ-сектора. Это создает благоприятную почву для повышения активности иностранных вендоров и системных интеграторов на местном рынке, и инстинкт выживания заставит отечественных игроков активно консолидироваться и укрупняться.
Другая причина объединения: все более требовательные заказчики доверяют крупным компаниям, обладающим большим запасом знаний и опыта, а главное — именем. Бизнес идет в регионы либо (что случается гораздо реже) приходит из регионов в столицу, расширяется, диверсифицируется, что ставит задачи совершенно иного уровня. Мелкие и средние ИТ-компании в таких условиях могут конкурировать с крупными игроками лишь недолгое время в определенном специфическом направлении отрасли, либо занять свою нишу на локальном рынке того или иного региона. Поэтому они с большим желанием «жмутся» к лидерам, а те за счет консолидации получают возможность расширить спектр своих услуг или с минимальными затратами выйти на региональный уровень.
Также имеет место консолидация бизнеса с целью его более выгодной продажи. «Ведь на российском ИТ-рынке есть одна интересная тенденция — «выход из бизнеса». Поколение основателей ИТ–компаний первой волны (начала девяностых) подходит к тому моменту, когда так или иначе нужно отходить от управления бизнесом», — считает менеджер по маркетингу продукции Fujitsu Siemens Computers Екатерина Золотарева.
Сегодня процесс слияний и поглощений происходит планомерно, в условиях роста конкуренции на внутреннем рынке и необходимости развития дополнительных направлений бизнеса с целью предложения более широкого спектра товаров и услуг, а также повышения капитализации и формирования более благоприятного инвестиционного имиджа бизнес-структуры. И пока в этом вопросе российские компании не имеют достаточного опыта: большая часть сделок не приносит их участникам ожидаемого результата. Многие после таких «операций» даже не достигают уровня своей прежней эффективности, не говоря уже о синергетическом эффекте, который нам постоянно демонстрируют подобные прецеденты в сфере финансовых институтов.
Тем не менее, по прогнозам специалистов, через несколько лет на рынке останется пять–семь крупных российских игроков, и столько же западных ИТ-компаний, в которых сосредоточится основная масса интеллектуальных и финансовых ресурсов.
Регионы
В связи с перспективой укрупнения встает вопрос будущего региональных компаний. Лидером среди регионов России долгое время являлись Новосибирск и Санкт-Петербург. Но если абсолютные показатели таких новосибирских компаний, как НЭТА (интеграция), «Центр финансовых технологий» (разработка ПО и интеграция) и «Утилекс АйТи 2000» (интеграция), хоть и медленнее, чем раньше, но продолжают расти, то на протяжении последних трех лет доля выручки этих и других новосибирских компаний в общем региональном обороте ИТ-сектора неуклонно сокращается. Другими словами, новосибирские игроки растут сегодня гораздо медленнее рынка в целом.
На фоне тормозящей в развитии некогда научной и инновационной столицы востока России интенсивно прогрессирует новый информационно-технологический центр Сибири — Томск. По итогам 2006 года выручка местной многопрофильной компании «Стек» впервые превысила обороты компании НЭТА (3,5 и 3,1 млрд рублей соответственно). «Стек» в течение 2006 года увеличила свою совокупную выручку почти вдвое и вошла в десятку самых быстрорастущих ИТ-компаний России.
Федеральные и западные игроки в 2006 году также активно наращивали свое присутствие в сибирских регионах. Так, в среднем, по крупным игрокам, присутствующим в регионе, на долю Сибири приходится около 15% всего оборота, причем половина объема ИТ-рынка округа приходится на «железо». В сегменте ноутбуков наблюдается значительное возрастание присутствия в регионах западных брендов: зарубежные компании практически полностью вытеснили из регионов отечественных и локальных производителей. Рынок серверов достаточно консервативен — глобальных изменений на нем не происходит, но все же доля местных сборщиков и там стремительно снижается. Серьезные позиции локальных игроков уместны только в сегменте десктопов, но федеральные производители видят свое продвижение в регионы и увеличение рыночной доли за счет конкуренции с локальными брендами именно в этом сегменте.
К тому же серьезной проблемой для растущих федеральных компаний являются кадры. И если в столице идет битва за хороших ИТ-специалистов, то в отдаленных регионах существует избыток грамотных, квалифицированных профессионалов. Поэтому активное проникновение в регионы и открытие там новых подразделений позволит федеральным игрокам избежать кризиса персонала.