Пластмассовый эффект

Какие угрозы и перспективы имеются у сибирских производителей пластмасс?

В нефтехимическом бизнесе всегда достаточно строго соблюдается ключевой принцип — если вы хотите, чтобы нефтехимический комплекс работал эффективно, включите в его состав производство пластмасс. Такое утверждение подтверждается показателями рентабельности. Средняя рентабельность производственных комплексов, в состав которых входит выпуск пластмасс, в течение 2005–2006 годов в среднем по стране составила 26% против 22% по нефтегазохимической отрасли. Наивысший показатель в 2005 году продемонстрировал крупный производитель пластмасс СФО — компания «Томскнефтехим» — 28%. Следует отметить, что прибыльность компаний как показатель, уже характеризующий эффективность функционирования предприятий-продуцентов пластмасс, дополняется положительной зависимостью между долей пластмасс в структуре выпуска нефтехимической продукции в компании и рентабельностью в целом по предприятию.

Увеличение темпов изменения рентабельности в производстве пластмасс обусловлено более высокими темпами роста цен на эту продукцию (по сравнению с ростом цен на факторы производства — материальные затраты, оплата труда). Благоприятная конъюнктура российского рынка полимерной продукции, опережающий рост цен (и то и другое в определенной степени вызвано всплеском спроса в строительной и упаковочной отраслях) позволяют сибирским компаниям-производителям крупнотоннажных пластмасс переориентировать продуктовые потоки с внешнего на российский рынок (емкость внутреннего рынка растет темпами от 12,1% до 23,7% в год, см. диаграмму на стр. 40). Благодаря сокращению расходов на транспортировку полимерной продукции, это позитивно влияет на доходность отрасли.

Росту доходности способствует благоприятная конъюнктура внутреннего рынка строительных и отделочных материалов. «Спрос на современные марки эмульсионного и микросуспензионного ПВХ в РФ растет опережающими ВВП темпами, — говорит директор по развитию ООО «Усольехимпром» Олег Конорев. — Рост потребления происходит за счет динамичного увеличения объемов выпуска продукции на его основе, в первую очередь, линолеума, а также виниловых обоев, пленки ПВХ, пластмасс, искусственной кожи. Кроме того, эмульсионный ПВХ наряду с суспензионным входит в состав рецептур при производстве оконного профиля для придания гибкости материалу, а также для производства прокладок в профиль».

Стратегия развития

Увеличение объемов производства пластмасс в Сибири в последние пять лет обеспечивалось по большей части дозагрузкой существующих мощностей. Только в 2004 году показатели достигли приемлемого уровня, и перед производителями встало два закономерных вопроса: что и сколько производить?

Ряд сибирских предприятий уже активизировал инвестиционную деятельность в сегменте пластмасс — полиэтилена низкой плотности (ПЭНП), полипропилена (ПП), поливинилхлорида (ПВХ). Такой поворот дел в региональной отрасли повторяет общероссийские тенденции. «Омский каучук» приступил к реализации инвестиционного проекта по выпуску полипропилена мощностью 180 тыс. тонн в год. «Саянскхимпласт» в 2007 году планирует завершить строительство дополнительных мощностей по выпуску 150 тыс. тонн ПВХ в год. «Томскнефтехим» расширяет годовой выпуск полиэтилена на 200 тыс. тонн, планируя завершить проект в 2010 году.

С 2004 года Ангарский завод полимеров вступил во второй период модернизации, рассчитанный до 2010 года. Разрабатываемую программу можно разделить на несколько направлений, главное из которых — новое строительство. В него входит установка по производству полипропилена РР мощностью 150 тыс. тонн в год, установка для производства линейного полиэтилена низкой плотности LLDPE, рассчитанная на ежегодный выпуск 300 тыс. тонн продукции, установок по производству полистирола общего назначения GPPS мощностью 50 тыс. тонн в год. «Успешная реализация этих задач позволит организовать новые рабочие места, увеличить объем и расширить ассортимент выпускаемой продукции. Мы сможем предложить востребованную на рынке продукцию — линейный полиэтилен высокого давления, полипропилен, полистирол общего назначения. Кроме того, в среднесрочной перспективе планируется реконструкция крупнотоннажного производства этилен-пропилена», — говорит представитель Ангарского завода полимеров. После переоснащения производительность возрастет до 350 тыс. тонн, увеличится коэффициент непрерывности работы производства, повысится безопасность при эксплуатации.

При инвестировании средств в определенный сегмент нефтехимической отрасли российские инвесторы зачастую руководствуются принципом быстрой окупаемости, не учитывая при этом рыночные риски. Специфика процессов получения нефте- и газохимической продукции накладывает определенный отпечаток на развитие некоторых направлений в отрасли. Сложность химических процессов, множество переделов и большое количество полупродуктов затрудняют процедуру принятия стратегических решений.

Обратная сторона эффекта масштаба

Известно, что большие мощности позволяют минимизировать постоянные издержки, тем самым снижая себестоимость единицы продукции. Анализ предприятий выборки не позволяет выявить эффект масштаба в рамках Сибири, поскольку существует небольшое количество однотипных предприятий и, соответственно, сильный уровень изменчивости для оценки показателей. Однако эту зависимость можно отчетливо проследить при анализе нефтехимической отрасли в масштабах Российской Федерации. Среди 23 крупнейших нефте- и газохимических предприятий страны, производящих около 80% крупнотоннажных пластмасс (полиэтилен, полипропилен, поливинилхлорид, полистирол) от общероссийского объема выпуска наблюдается значимая отрицательная связь между объемом производства и затратами на единицу продукции. Другими словами, чем больше производится продукции, тем меньше удельных затрат компания несет на ее производство.

Для любой экономической деятельности характерна цикличность. Представим упрощенную схему функционирования нефтехимического сектора (см. схему на стр. 42). Из-за сильного эффекта масштаба в химической отрасли часто развивается следующий сценарий — при увеличении спроса на определенный вид химикатов многие производители начинают инвестировать капитал в очевидно перспективные направления, стремясь создать наибольшие мощности, которые только возможны. В противном случае производитель может не выдержать конкуренции своего товара со стороны тех продуцентов, которые минимизировали долю постоянных издержек, создав еще большие мощности. Из-за громоздкости нефтехимических проектов, длительного периода строительства продолжительное время сохраняется высокий уровень спроса и, как следствие, сильный приток инвестиций в новое строительство.

На следующем этапе происходит резкое увеличение мощностей, а значит, и предложения продукции из-за их одновременного ввода в эксплуатацию в регионе (в мире), что приводит к перенасыщению рынка, падению цен и рентабельности предприятий, ориентированных на данную продукцию. Например, известно, что быстрый рост спроса на терефталевую кислоту (полупродукт для получения полиэтилентерефталата) вызвал повышение цен в 1996 году до 1 000 долларов за тонну и спровоцировал производителей всего мира на строительство дополнительных мощностей, ввод которых вызвал временный обвал цен до уровня 250–300 долларов.

При выборе приоритетных направлений развития сибирским производителям пластмасс не рекомендуется жестко придерживаться краткосрочных тенденций спроса и потребления на химическом рынке или следовать общероссийским тенденциям. Не секрет, что спрос на такие пластмассы, как ПЭНП, ПВХ, ПП со стороны строительной и упаковочной отраслей привлек большие объемы инвестиций. Но уже через три года появились первые признаки стагнации в строительной отрасли основного потребителя ПВХ, используемого в производстве пластиковых окон и линолеума. И упаковочная индустрия в определенный момент тоже достигнет перенасыщения, что снизит рентабельность производителей полипропилена и полиэтилена низкой плотности. Россия уже постепенно приближается ко второй стадии цикла. Избежать такого негативного сценария можно, планируя инвестиционную деятельность, ориентируясь на альтернативные центры роста потребления. И конечно, крупным сибирским производителям полимеров не нужно сразу кардинально перестраиваться с выпуска традиционных пластмасс на выпуск специфичной полимерной продукции, перспективы сбыта которой сегодня туманны. Тем более что в настоящее время есть ряд не менее рентабельных направлений, ждущих своей очереди — это и полиэтилентерефталат, линейный полиэтилен низкой плотности, полиуретан, поликарбонат, ABS-пластик, стиролакрилонитрильный сополимер, политетрафторэтилен (тефлон). К примеру, сейчас в РФ началось строительство двух автомобильных заводов — Toyota и Nissan, ведутся переговоры о размещении производств GM и Volkswagen. Соответственно, в ближайшем будущем следует ожидать рост спроса на ABS-пластик, полистирол — материалы, широко используемые в автомобилестроении. Началось строительство завода LG — потенциально крупного потребителя полистирола, поликарбонатов. Аналогичные инвестиционные проекты зарубежных производителей авто и бытовой техники в странах СНГ также могут создать свою нишу спроса.

При насыщении рынка этими полимерами целесообразно диверсифицироваться в производство конструкционных пластмасс и полимеров инженерно-технического назначения — полиацеталей, фторпластов, полисульфонов, используемых при изготовлении изделий, стойких к перепаду температур, воздействию химически агрессивных сред, работающих в условиях высоких механических нагрузок. К примеру, выпуск полисульфонов в России практически отсутствует, или он организован только на опытно-промышленных установках. Сейчас спрос на них удовлетворяется за счет импорта.

При этом некоторым предприятиям не надо налаживать производственные цепочки с нуля. Достаточно достроить недостающие производственные звенья и наладить выпуск пластмасс. Сегодня компания «Сибнефть-Омский НПЗ» экспортирует весь производимый параксилол. Между тем продление производственной цепочки, то есть переработка ценнейшего сырья — параксилола в терефталевую кислоту и далее в полиэтилентерефталат, принесет омскому предприятию дополнительную добавленную стоимость.

Без сырья — никуда

С позиции экономики основная задача, которая должна быть решена в Сибири в ближайшем будущем, — это не только поиск приоритетов развития и достижение сбалансированности спроса и предложения, но и выбор сырьевой базы, которая, в свою очередь, определит целесообразность осуществления тех или иных инвестиционных проектов.

Кажется странным: ведь проблем с обеспечением нефтехимического комплекса (НХК) углеводородным сырьем в Сибири не должно быть в принципе. Тем не менее, некоторые предприятия испытывают острый дефицит исходного сырья. Так, Ангарский нефтехимический комбинат едва загружен на половину от своей максимально установленной мощности. Конечно, основная причина неполной загрузки в другом. Дело в том, что нефтехимические заводы, как правило, довольно тесно связаны с нефтеперерабатывающими предприятиями, и развитие последних, собственно, и сдерживает потенциал НХК. К примеру, нафта (прямогонный бензин) — традиционный вид сырья, используемого в пиролизных печах для получения нефтехимических соединений, — поставляется с ближайших нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ). Рост парка легковых машин потянул за собой увеличение спроса и цен на высокооктановый бензин. Поэтому НПЗ предпочитают облагораживать прямогонный бензин высокооктановыми компонентами, получая при продаже более высокую норму прибыли, нежели при поставках первичного сырья на НХК.

Сейчас на территории СФО полным ходом ведутся геолого-разведочные работы, и уже начинается разработка минерально-сырьевой базы Сибири, которая в ближайшем будущем должна стать основой для развития полного технологического цикла региональных нефтехимических предприятий по производству крупнотоннажной органической химии и полимерных материалов.

Одно из главных условий эффективного функционирования мощностей химических и нефтехимических предприятий — обеспеченность качественным сырьем, которое в наибольшей степени подходит для выпуска продукта. Заводы по производству олефинов являются источником основных строительных блоков нефтехимии — этилена и пропилена — которые в свою очередь являются образующим сырьем для производства практически всех органических соединений, синтетических смол и пластмасс. Углеводороды — этан, пропан, бутан, прямогонный бензин — сырье, из которого получают базовые олефины. Производство олефинов на большинстве заводов основано на схожих технологических принципах, но выход целевых продуктов зависит от используемого сырья и имеет свои особенности. Количество целевых полупродуктов для изготовления полиолефинов — этилена и пропилена, произведенных из единицы сырья, показывает, насколько выгодно его перерабатывать при специализации производств на выпуск пластмасс (см. таблицу). Переработка остаточных фракций с целью увеличения выхода ценных нефтехимических полупродуктов требует применения дополнительных и весьма дорогих в первичных и эксплуатационных затратах технологий. А это значительно ухудшает экономические показатели. В таблице представлен процентный выход соответствующих олефинов из перечисленного выше сырья, который показывает очевидное экономическое и технологическое преимущество углеводородных ресурсов, таких, как этан, пропан, бутан, над нафтой. Помимо того, что углеводородные газы позволяют действовать независимо от НПЗ, их использование позволит повысить эффективность переработки.

Этан, пропан и бутан содержатся в больших количествах в сибирских месторождениях (Юрубчено-Тахомской зоне, Ангаро-Ленском центре, Непско-Ботубинском центре, Ванкорском блоке месторождений, Усть-Енисейском центре). Эти газы являются ценным углеводородным сырьем, обладающим рядом свойств, предопределяющих более высокую рентабельность его переработки по сравнению с прямогонным бензином при условии равенства прочих экономических показателей (стоимость добычи, транспортировки). В зависимости от фракционного и группового состава данные углеводороды могут быть переработаны в целевые базовые нефтехимические соединения и пластмассы. Экономический эффект достигается не только благодаря большему выходу целевых олефинов из вышеперечисленных углеводородных соединений, но и за счет двух-трехкратного сокращения затрат при переработке этана (содержится в природном газе) и пропанобутановой фракции (содержащейся в газовом конденсате и попутном нефтяном газе) в сопоставлении с нафтой.

На территории Сибири сконцентрированы огромные запасы этансодержащих и газоконденсатных месторождений, а также эксплуатируемых месторождений нефти с высоким газовым фактором (содержанием попутного нефтяного газа), которые могут обеспечить сибирских производителей необходимыми конкурентными преимуществами от снижения затрат на закупку и переработку исходного сырья. Данные обстоятельства еще раз подсказывают рациональность освоения и переработки нетрадиционного сырья как альтернативу прямогонному бензину. Поэтому на современном этапе актуальным становится наиболее полное извлечение всех целевых фракций, входящих в состав газовых и газоконденсатных месторождений Сибири и их комплексная переработка по нефтехимическому профилю. Рациональное освоение и переработка минерально-сырьевой базы Сибири позволит оторваться от нефтяной зависимости и в три–четыре раза увеличить производство крупнотоннажных пластмасс и базовой органической химии в ближайшие 30 лет.