Все на ректора

В июне самый престижный вуз Западной Сибири — Новосибирский государственный университет — изберет новое руководство. В борьбу за пост ректора вступили пять человек, но наибольшие шансы возглавить НГУ получит тот, кого поддержит Президиум СО РАН

Формально выборы ректора в базовом для Научного центра вузе были объявлены в связи с тем, что действующий ректор Новосибирского государственного университета (НГУ), член-корреспондент РАН Николай Диканский достиг возраста 65 лет и потерял право занимать столь высокие должности. Случилось непоправимое еще в 2006 году, но Ученому совету вуза тогда удалось продавить в Министерстве образования и науки (которому подчиняется НГУ) продление полномочий Диканского на один год — до 31 июля 2007 года. В апреле текущего года члены Совета решили снова продлить полномочия действующего ректора. Но столкнулись с жестким несогласием со стороны министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко. Еще 12 апреля на заседании Президиума СО РАН председатель отделения академик Николай Добрецов сообщил, что ему лично и губернатору Новосибирской области Виктору Толоконскому «позвонил… Андрей Александрович Фурсенко и сказал, что продление срока полномочий ректора — это нарушение закона». «Это мнение министра, которое мы тоже должны учитывать», — дипломатично заметил тогда Добрецов.

Стало ясно, что спорить с Минобрнауки университет не станет. Чем же так не устроил московских чиновников Николай Диканский?

Ученый-физик

Николай Диканский — ученый-физик — смог пробиться к руководству при поддержке мощного «физического лобби». Руководить университетом он стал в 1997 году. С тех пор НГУ преобразился, в первую очередь, технически, поскольку Диканский сразу начал наводить в вузе элементарный порядок. Стали ремонтироваться запущенные аудитории и туалеты, развивался внутренний сектор услуг (пункты питания, сервисные точки). Преобразился НГУ и в плане образования: появились новые факультеты (журналистики, иностранных языков, информационных технологий), в том числе и не имеющие так называемого академического зеркала (то есть базового института СО РАН, поскольку университет исторически тесно связан с Научным центром). Правда, все это время не утихали разговоры о падении уровня подготовки, старении кадров, низком качестве образования на новых факультетах, унизительном размере зарплат сотрудников. Но то, что НГУ изменился, и далеко не в худшую сторону, не могли не отметить и недоброжелатели Диканского.

Тем не менее, не всех устраивала политика, проводимая ректором. Во многом это было обусловлено характером самого Николая Диканского, в общении не всегда способного на компромиссы и элементарную вежливость. Неудивительно, что врагов у него было очень много. Из-за чего выборы ректора в 2002 году превратились в настоящий триллер, а по накалу страстей напоминали выборы мэра или губернатора. Силы, поддерживающие альтернативного Диканскому кандидата — директора Института систем информатики Александра Марчука (сына академика Гурия Марчука, руководившего СО РАН в 1975–1980 годах) — делали все возможное, чтобы дискредитировать действующего ректора. Во главе противодействия встал директор местного медиахолдинга Андрей Гладченко, который, как стало известно позже, был отчислен за неуспеваемость с физического факультета НГУ в бытность там деканом Николая Диканского.

Медийный ресурс стал главной силой, используемой противниками действующего главы вуза. Для студентов выпускалась газета «Университетский проспект», ставшая рупором противодействия. Газета конкурировала с проректорским изданием «Университетская жизнь». В городских СМИ постоянно выходили далеко не позитивные материалы, характеризующие неэффективную работу ректора. Но в конечном итоге вал негативной информации сыграл против Марчука и его команды. Ректора НГУ выбирают члены Ученого совета, основной костяк которого составляют ученые. Повлиять на их мнение за счет «черного пиара» было практически невозможно. И Николай Диканский смог сохранить пост.

Второй срок Диканского стал как временем очередного взлета НГУ (чего стоит победа в конкурсе грантов Минобрнауки — вуз получит около 1 млрд рублей на инновационные проекты), так и эпохой позорных скандалов. Местным «раскольником» стал проректор по общим вопросам Николай Марков. Бывший глава военной кафедры НГУ, Марков был назначен на этот пост Диканским. Излишне прямолинейный и не особо учитывающий стилистику взаимоотношений внутри НГУ, Марков сразу настроил против себя университетскую общественность и даже студентов. Кроме того, на новом месте бывший военный развернул фантастическую по активности деятельность. Которая закончилась закономерно — осенью 2004 года прокуратурой Советского района Новосибирска против Маркова было возбуждено уголовное дело по фактам превышения им должностных полномочий. В частности, проректор обвинялся в махинациях при организации конкурса на проведение ремонта системы освещения студенческого городка. Победителем конкурса стало некое ООО «Бэлком», не имевшее лицензии на выполнение такого рода работ. В дальнейшем эта компания, получив от университета деньги, наняла субподрядчика и получила за посредничество почти половину выделенных на ремонт средств. В деле фигурировала и организация автомобильных стоянок на территории НГУ, в боксах гаража университета и автопарке военной кафедры вуза без заключения договоров, а также ряд других правонарушений. Ущерб, нанесенный вузу, по данным прокуратуры, составил около 300 тыс. рублей.

Основная борьба на июньских выборах развернется между академическими ставленниками

Все это время Николай Диканский отказывался признавать вину Маркова и не увольнял его с работы. И даже старался поддержать проректора, проведя специальную пресс-конференцию для местных СМИ, чем очень удивил следователей. А еще руководство университета долго отказывалось признавать НГУ пострадавшей от действий Маркова стороной, чем затягивало следствие и суд.

Скандал, недостойный столь престижного вуза, закончился настоящим анекдотом. Прошлой весной Марков оскорбил и пытался задушить начальника военной кафедры НГУ Владимира Чернова. Это стало последней каплей, после чего проректор вынужден был написать заявление об уходе и, соответственно, был уволен. Суд по его делу до сих пор идет и должен завершиться в июне. Маркову грозит до трех лет лишения свободы.

Подпорченный имидж и перспективы

Очевидно, что инцидент с Марковым бросил тень не только на имидж университета, но и на реноме самого ректора. В частности, Диканского упрекали в том, что именно из-за действий Маркова Новосибирск якобы проиграл право стать местом создания Сибирского федерального университета, который в итоге «ушел» в Красноярск. Так это или нет, но вряд ли только предельный возраст сыграл свою роль в позиции Минобрнауки. Тем более что НГУ, исторически создававшийся как базовый университет для подготовки научных кадров СО РАН, сегодня обрел новые перспективы.

Во-первых, в новосибирском Академгородке вот-вот начнется строительство технопарка, который после запуска потребует большого количества квалифицированных кадров. По плану, общее количество сотрудников технопарка должно будет составить 10 тыс. человек. Кроме того, реализация этого проекта существенно преобразит Академгородок, отмечающий в этом году 50-летие. Здесь будет построено новое жилье, лабораторные, офисные, производственные площадки, досуговые и торговые заведения. Государство вложит средства в обновление устаревших инженерных коммуникаций. В новых экономических и исторических условиях именно университет, а не Президиум СО РАН станет ядром технопарка и его основой.

Во-вторых, в феврале НГУ одержал победу в конкурсе инновационных образовательных программ, который во второй раз проводило Минобрнауки в рамках нацпроекта «Образование». По итогам конкурса 40 российских вузов в 2007–2008 годах получат из федерального бюджета 20 млрд рублей. Заявка НГУ называлась «Инновационные образовательные программы и технологии, реализуемые на принципах партнерства классического университета, науки, бизнеса и государства». В рамках госфинансирования университет получит 930 млн рублей на два года. Это самый дорогой инновационный образовательный проект среди всех вузов — победителей конкурса. Второе место «по денежному запросу» делят Санкт-Петербургский государственный политехнический университет и Томский политех — по 800 млн рублей.

Наконец, в-третьих, в НГУ почти закончена подготовка проектно-сметной документации по строительству новых корпусов университета. И прежде всего нового главного корпуса вуза, который так и не был построен. На эти цели НГУ может получить из федерального бюджета еще более солидные суммы, исчисляющиеся миллиардами рублей.

Кстати, именно на данные факты и напирал сам Николай Диканский, называя продление срока своих полномочий «до декабря 2009 года целесообразным». «Сейчас стоит вопрос о реализации гранта, о развитии университета. Кроме того, 2009 год — юбилейный для НГУ. Если уйду я, уйдет вся команда. Просто так этого делать нельзя. Юридическое право на продление срока у нас есть», — говорил он в апреле. Но теперь уже вполне очевидно, что масштабные государственные инвестиции будут делить другие люди.

Другие люди

14 мая Ученый совет НГУ утвердил список кандидатов на пост ректора. В аттестационную комиссию Минобрнауки будет отправлен список из пяти имен. О своем желании стать ректором заявили три декана — Сергей Гончаров (механико-математический факультет), Владислав Шацкий (геолого-геофизический факультет) и Андрей Аржанников (физический факультет), проректор по научной работе Владимир Собянин, а также депутат городского Совета Новосибирска Виктор Козодой.

Столь большой список кандидатов — уникальное для любого вуза, и для НГУ в частности, событие. Выдвижение сразу трех деканов и проректора показывает, что в академических кругах нет единства относительно кандидатуры ректора. По информации из достоверных источников, на заседании Ученого совета после утверждения списка кандидатов было решено провести рейтинговое голосование, по результатам которого ни один из выдвиженцев не набрал большинства голосов.

Очевидно, что в борьбе за руководство столь престижным вузом столкнулись интересы сразу нескольких научных кланов. Прежде всего математического и физического, которые борются друг с другом с незапамятных времен. Например, член-корреспондент Сергей Гончаров — давний противник Николая Диканского, выдвигавшийся в ректоры еще в 1997 году — имеет поддержку в математических кругах, в частности, в лице академика Юрия Ершова — бывшего ректора университета и достаточно влиятельного члена академии. А Андрея Аржанникова, скорее всего, выдвинуло «физическое лобби», которое в свое время поддержало Диканского (бывшего до ректорства деканом физфака). Член-корреспондент Владислав Шацкий (ученый-геолог) может считаться «человеком Добрецова», поскольку председатель СО РАН академик Николай Добрецов является геологом.

Наиболее слабые позиции в этой связи имеет проректор по научной работе Владимир Собянин (кстати, дальний родственник руководителя администрации Президента России Сергея Собянина). Он пришел в НГУ из Института катализа (ИК) СО РАН и пользуется поддержкой директора института академика Валентина Пармона. Об этом говорит тот факт, что замдиректора ИК Валерий Бухтияров, также подававший документы в конкурсную комиссию, потом неожиданно отказался от участия в гонке. Кроме того, за Собяниным стоит «команда Диканского», с которой действующий ректор, по слухам, уже давно не ладит.

Но самым большим минусом и Андрея Аржанникова, и Владимира Собянина является тот факт, что они не имеют академических регалий. Причем, по некоторым данным, недавняя попытка проректора по научной работе получить звание члена-корреспондента РАН обернулась конфузом: Собянин набрал наименьшее количество баллов.

Настоящей «белой вороной» на этом фоне выглядит депутат горсовета Виктор Козодой. Он известен в Новосибирске как один из опытнейших политтехнологов. Возглавляемый им фонд «Сибирь-Форум» провел массу выборных кампаний, причем как минимум одну — самого Козодоя — вполне успешную. Кроме того, Козодой возглавляет негосударственный вуз — Сибирскую академию управления и массовых коммуникаций. Как рассказал сам депутат, выдвижение в ректоры НГУ — его личное решение, основанное, правда, «на определенных договоренностях», которые он пока «не хотел бы оглашать». По его словам, «ситуация с выборами ректора НГУ чрезвычайно запутанная и непростая. Единого лидера нет, борются несколько групп. Так что результат может быть неожиданным». Но в мощную поддержку, стоящую за спиной Козодоя, верится с трудом. Скорее всего, политтехнолог решил просто пропиариться либо получить выгоду, сыграв на руку определенным кандидатам.

Примечательно: еще в начале мая в Новосибирске ходили слухи, что в выборах ректора НГУ будет участвовать вице-губернатор Геннадий Сапожников. Как выдвиженец губернатора Виктора Толоконского и компромиссная фигура для местных академиков и федерального министерства, якобы лоббировавшего на пост ректора «варяга». Сапожникова в списке нет, значит, областная администрация решила не вступать в конфронтацию с Президиумом СО РАН. Кстати, предыдущий аналогичный шаг главы региона — выдвижение на пост управляющего делами СО РАН (куратора технопарка) бывшего вице-губернатора Дмитрия Верховода — увенчался успехом. Видимо, уступивший тогда академик Добрецов в этот раз дал понять, что НГУ — это его вотчина.

Таким образом, основная борьба на июньских выборах (конференция трудового коллектива намечена на 19 июня) развернется между академическими ставленниками. История показывает, что традиционно НГУ возглавляли ученые — члены Академии. Как правило, пост ректора помогал им получить звание академиков (не удалось дорасти до заветного звания только Николаю Диканскому). За всю историю НГУ только один ректор — Владимир Врагов, руководивший вузом в 1994–1997 годах — был не членом Академии, а простым профессором. Отсутствие «генеральского титула», по выражению академика Владимира Накорякова (тоже, кстати, руководившего НГУ), очень мешает ректору вуза — де-юре самостоятельного, но де-факто связанного с СО РАН одной пуповиной — успешно руководить вузом.

В этой связи наибольшие шансы стать ректором имеют Сергей Гончаров и Владислав Шацкий. Причем последний обладает рядом преимуществ. Во-первых, в отличие от Гончарова, Шацкий никогда ранее не участвовал в выборах ректора. Во-вторых, его кандидатуру поддерживает Николай Добрецов. Кроме того, Шацкий как человек, не принадлежащий к физическому или математическому клану, может стать для ученых компромиссной фигурой. На состоявшемся накануне празднования 50-летия СО РАН заседании Президиум отделения провел рейтинговое голосование. Информация о том, кто из кандидатов получил большинство голосов, пока официально не разглашается. Списку кандидатов еще предстоит пройти утверждение в Минобрнауки. Но вряд ли Москва на фоне юбилея СО РАН пойдет на конфронтацию с сибирскими академиками.