Полжизни за спорткар

К летнему сезону на мировом рынке повышается интерес любителей быстрой езды к автомобилям спортивного класса. Но в Сибири спрос на спорткары редко сталкивается с предложением

На центральных городских улицах и сквозных автомагистралях все чаще можно наблюдать стремительные заезды машин с повышенными скоростными характеристиками. Мощность двигателя, секунды разгона до «сотни» и максимальная скорость — производные показатели от объема, типа двигателя, количества цилиндров и различных инженерных инноваций любого автомобиля. Но именно эти критерии как ничто другое отражают некую философскую основу скоростных машин. Они же обусловливают разделение спорт-класса на «безусловные» и «условные» спорткары. Но автодилеры Сибири как первичного, так и вторичного рынков не рассматривают сегмент спорткаров как перспективный, он служит скорее приятным дополнением, но никак не топовой позицией. «За все время работы дилерского центра было продано всего два спорткара, причем оба под заказ, — приводит данные о спросе на спортивную модель Mitsubishi Lancer Evolution IX генеральный директор официального дилера Mitsubishi Motors «РоссоТраст» (Иркутск) Юрий Коногоров. — Для нас наличие спорткара в линейке продаж означает только престиж и имидж салона».

Сегмент спортивных машин с коммерческой точки зрения очень узок — целевая группа покупателей сильно ограничена. С одной стороны, высок нижний предел ценового диапазона — от 31 тыс. евро. С другой — малое число автолюбителей, предпочитающих подобный автомобиль, среди состоятельных людей, способных купить его за эту цену.

Сегмент спортивных машин с коммерческой точки зрения очень узок — целевая группа покупателей сильно ограничена

И если в Европе граждан, которые могут приобрести такую машину не в качестве средства передвижения, а в виде дорогой игрушки, более чем достаточно, то в России (исключая Москву) и, в частности, в Сибири зажиточным бизнесменам пока более интересны развлечения и заботы иного характера.

Поэтому мировые автопроизводители не стремятся связываться с заказами на производство и поставку машин спорт-класса для России. Немаловажную роль играет также состояние российских дорог и короткий летний сезон. По мнению импортеров, в такой ситуации спортивные автомобили не являются приоритетом, и в рейтинге продаж по объемам занимают последние места. Редкие примеры — признак хорошего тона дилера или традиция бренда. Хотя маржа от продаж спорткаров может быть значительно выше, чем по автомобилям других классов.

Третий сорт не брак

 pic_text1

Спортивные машины в России сегодня гораздо более интересны молодым людям в возрасте от 20 до 25 лет, доходы основной массы которых несопоставимы со стоимостью нового спорткара. И потому сибирские «мажоры» активно разбирают с японских аукционов такие подержанные спортивки, как Toyota Celica, Nissan Skyline или Subaru Impreza. «Их стоимость, как правило, колеблется в диапазоне от 350 до 500 тысяч рублей, что вполне по силам детям обеспеченных родителей, либо пользующейся банковскими кредитами работающей молодежи», — делится заместитель генерального директора компании Jasco (Новосибирск) Алексей Мащенко.

Но даже если деньги есть, выбрать и купить новую спортивную машину у регионального дилера непросто. Гораздо сложнее, чем любой седан или внедорожник. Все дело в предложении на рынке и в условиях, по которым дилеры могут продавать машины в регионах. Во-первых, не на все марки модельного ряда автосалон может быть авторизован как продавец. Во-вторых, в Новосибирске в тех пяти–шести салонах, которые могут предложить клиентам новые автомобили спорт-класса, покупка обычно предлагается под заказ.

Стоит учесть тот факт, что рынок иномарок Новосибирска является шаблоном для других крупных городов Сибири, в которых наблюдается идентичная ситуация. В линейках региональных дилеров редко встретишь весь ряд, который предлагает официальный дилер в Москве. Дело в том, что издержки на содержание и представление модели в шоу-руме при ограниченном спросе на тот или иной класс слишком велики, — дилеру гораздо удобнее держать в салоне каталог и грамотного менеджера и работать с конкретным клиентом под заказ. Тогда и интерес для покупателя представляют не только модели в наличии, но и вся линейка дистрибьютора, причем не только в классическом понимании спорткара, но и автомобиля, комплектующегося более мощным и инновационным, чем в стандартной компоновке, двигателем, трансмиссией и подвеской, вплоть до тюнинга салона и кузова. Так какие новинки и уже завоевавшие доверие модели предлагаются российскими дилерами в новом спорт-сезоне ценителям агрессивной езды?

Выход в свет

В модельный ряд немецкого концерна Audi с весны этого года включена обновленная спорт-позиция — полноприводная модель R8 с объемом двигателя 4,2 л мощностью 309 л.с., обеспечивающим разгон до 100 км/ч за 4,6 сек. Двигатель V8, механическая шестиступенчатая трансмиссия, система постоянного привода quattro, легкий алюминиевый корпус и пластиковые элементы кузова делают R8, пожалуй, самым динамичным представителем линейки Audi.

 pic_text2

Следом идет серийный купе Audi TT (2 л, 200 л.с., 6,6 сек.), вобравший в себя все качества спорткара и модификация A4 — DTM Edition (2 л, 200 л.с., 7,1 сек.). Особняком держится пятидверный хэтчбек с характером спортивного купе Audi A3 Sportback с мощностью двигателя до 250 «лошадей».

Европейский класс спорткаров в этом сезоне поддержал и Volkswagen, представив на рынок обновленный Golf GTI, интерьер и экстерьер которого оказались как никогда по-спортивному накачанными. Дорожный просвет уменьшен на 15 мм, окантованная решетка радиатора, выполненного в форме сот, выхлопная система со сдвоенной трубой. Модель укомплектована двухлитровым 200-сильным двигателем с системой послойного впрыска топлива. «Форсированный двигатель GTI придает этой модели Golf совершенно уникальные характеристики. Но даже при этом спрос на модель совсем небольшой — мы продали всего два Golf GTI, и то оба — под заказ», — говорит директор автосалона «Мир Авто» (дилер марки Volkswagen в Новосибирске) Ольга Лялина.

Буквально ворвавшаяся на российский рынок японская автомобильная компания Mazda, благодаря уникальной революции модельного ряда и современному европейскому маркетингу, предложила модель RX8 с превосходной спортивной родословной. Это уже восьмое поколение машин с особыми «маздовскими» роторными двигателями. Силовой агрегат RX8 комплектуется малообъемным (всего 1,3 л) двигателем в конфигурации RENESIS в двух вариантах — базовый (192 л.с. с разгоном до «сотни» за 7,2 сек.) и повышенной (231 л.с., 6,4 сек.) мощности. В плане конструкции корпуса машины инженеры Mazda постарались на славу: благодаря смещению двигателя назад они добились оптимального распределения массы (50:50) между передней и задней осью, что обеспечило максимальную устойчивость машины при резком изменении направления движения. Среди других новшеств выделяется система динамической стабилизации (DSC), позволяющая избежать неконтролируемого скольжения на дороге. «Из пятидесяти клиентов только два–три человека реально интересуются моделью RX8. Этот автомобиль специфический, прогулочный, с очень сложным техническим обслуживанием из-за комплектации роторным двигателем», — считают в компании «Автоленд-Сибирь» (официальный дилер Mazda Motors).

 pic_text3

Новинка сезона, еще не появившаяся в продаже у дилеров, — стильный сверхманевренный кабриолет Mazda MX-5 Roadster Coupe. Отличительные особенности — жесткая подвеска, тонкие настройки шасси и невысокая для двухлитрового (имеется комплектация с мотором 1,8 л) двигателя мощность в 160 «лошадей» обеспечивают разгон этого родстера до 100 км/ч за 8,2 секунды. Это элегантный автомобиль с антиблокировочной системой с функцией распределения тормозного усилия, адаптирующей тормозную систему к условиям управляемости. Система динамической стабилизации помогает водителю пресекать возникновение заносов на скоростном вхождении в поворот, а дополнительный аэродинамический подвес (передний и задний обтекаемые бамперы, спойлеры и боковые обтекатели) придают MX-5 черты скользящей по трассе пули.

Модель Mitsubishi Lancer Evolution IX — базовый автомобиль для профессиональных раллийных гонок, представлен в двух комплектациях, практически не отличающихся друг от друга ни внешне, ни по техническим характеристикам — GSR Sport и GSR Ultimate. Двухлитровый турбодвигатель с электронным управлением распределения и системой регулирования подъема клапанов MIVEC имеет мощность 280 «лошадей». Постоянная полноприводная модель дает прекрасное сцепление с дорогой, а шестиступенчатая механика со сближенными передаточными числами превращает переключение передач в самую простую задачу управления. «Этот автомобиль покупают не для гонок, а скорее для ощущения обладания легендарной гоночной машиной. В этом году мы продали три штуки, в этом — две. Это предельные цифры, поскольку Evolution IX уходит c рынка, следующее поколение Evolution X в серийном исполнении мы ждем в начале июня, а в раллийном — в конце 2008 года. Присутствие и назначение в продажах марки Mitsubishi несколько иное — не заработать деньги, а привлечь к бренду интерес. Более того, покупая машину семейства Lancer, каждый человек понимает, что есть определенная связь со спортивным автомобилем, ведь многие разработки, примененные в основе конструкции модели, используются как для спортивных модификаций, так и для серийного выпуска», — говорит начальник отдела продаж салона Mitsubishi Motors автосалона «Автоленд-Сибирь» Вадим Латкин.

Совсем недавно еще один японский производитель, Honda, объявил публике о серийном выпуске гордости компании — трехдверном хэтчбеке Civic Type R с двухлитровым атмосферным 201-сильным двигателем с системой электронной регулировки фаз газораспределения I-VTEC. Быстрый коротыш укомплектован шестиступенчатой механической трансмиссией, за 6,6 секунд стрелка его спидометра достигает отметки в 100 км/ч, а предельная скорость составляет 235 км/ч. Жесткая подвеска, низкая посадка и большой передний воздухозаборник обеспечивают дополнительную прижимную силу. В салонах автодилеров машина появится только в начале лета, а в конце мая по регионам пройдет презентация нового Civic Type R.

 pic_text4

И наконец, представительный Mercedes-Benz привнес особый вкус в группу спорткаров. «В серийном ряду торговой марки Mercedes-Benz ярким представителем этого класса является модель SLR, — рассказывает менеджер по маркетингу компании «СТС-автомобили» (Новосибирск) Андрей Ушаков. — Она собирается совместно с гоночной командой McLaren. Эта модель является вершиной спортивного машиностроения и одним из лидеров в автоспорте. Несмотря на высокую стоимость — базовая стартовая цена составляет более полумиллиона евро, ее можно купить для езды не только в ралли, и годовые продажи SLR стабильно растут. Мы не авторизованы продавать такие автомобили, но у московских дилеров продажи в этом сегменте все выше и выше».

Далее к полуспортивным машинам относятся купе и родстеры, которые достаточно широко представлены в модельном ряде Mercedes-Benz: CL, CLK, SLK, SL и, пожалуй, седан-купе CLS, — единственная в мире совмещенная разработка двух типов кузова. «Да, мы замечаем, что интерес и спрос на спорткары к летнему периоду растет. Более того, уже зимой люди начинают готовиться к приобретению спортивной машины на летний период: к нам появляется больше вопросов, разбирается больше буклетов, рекламирующих спортивные машины, — продолжает Андрей Ушаков. — Вместе с ростом продаж автомобилей всех классов увеличиваются продажи спорт-класса, которые в структуре реализации в нашей компании составляют 10–15 процентов от общего числа проданных автомобилей».

Практически в любой серийный автомобиль Mercedes при наличии желания и возможности без проблем можно поставить тюнинговый пакет от AMG: установить двигатель большей мощности, сделать необходимые настройки двигателя и электронных систем, поработать с кузовом по обвесу и остальным спортивным элементам. Конечно, это отразится на конечной стоимости, но в большинстве случаев за автомобилями приходят уже подготовленные и созревшие для покупки люди.

Цена без комплексов

 pic_text5

Безусловно, мы рассмотрели не все машины спорт-класса. Остались такие именитые марки, как Porsche с великолепным рядом Carrera GT, Cayman, Boxster и 911, Jaguar XKR, BMW Z4 Roadster, а также новая Subaru Impreza WRX, только-только презентованная на автосалоне в Нью-Йорке.

Спортивный автомобиль, как правило, становится уже вторым или даже третьим для его владельца. Для тех, кто любит динамику, комфорт и скорость, стоимость автомобиля не имеет первостепенного значения. Скорее, наоборот — на стандартную комплектацию накручивают дополнительные опции, придающие машине статус спорткара. Таким образом, покупатель намеренно увеличивает цену автомобиля. Он не переплачивает, а платит ту цену, которую считает адекватной своим запросам. Основные требования тут предъявляются к срокам поставки (самого автомобиля и аксессуаров) и качеству машины. Клиент платит немалые деньги, он не готов ждать или мириться с малейшими недостатками.