Отберите лицензию!

Число аварий и жертв никак не сказывается на привлекательности угольных предприятий. Даже после гибели в ходе двух катастроф почти 150 горняков всего за два с лишним месяца шахты «Южкузбассугля» продолжают работу. Сменятся только собственники

Главным последствием произошедшей 24 мая на шахте Юбилейная трагедии, в результате которой погибли 39 шахтеров, стало объявление о смене собственников предприятия. О том, что собственники, владеющие «Южкузбассуглем» (ЮКУ) на паритетных началах (50% акций принадлежит «Евраз Груп», еще 50% — гендиректору ЮКУ Георгию Лаврику, финдиректору Юрию Кушнерову и директору по производству Александру Говору), достигли договоренностей по поводу перепродажи половины пакета акций «Евразу», представители холдинга сообщили уже на следующий день после аварии — 25 мая. А уже 28 мая совет директоров «Евраза» рассмотрел и одобрил эту сделку.

За передачу контроля над одним из крупнейших угледобывающих активов Кузбасса (на ЮКУ приходится порядка 10% от общего объема добываемых в Кемеровской области углей) жестко выступил губернатор региона Аман Тулеев. «Евразу» сделка необходима как воздух: ЮКУ обеспечивает значительную долю поставок кокса на его металлургические комбинаты. Зависит от добычи угля компании и еще целый ряд крупных предприятий России.

Сейчас в состав ЮКУ входит 12 шахт. В течение последних двух–трех месяцев Ростехнадзор зарегистрировал на них более двух тысяч серьезных нарушений. Их устранение — на контроле Ростехнадзора, но аварий на Ульяновской (погибли 110 горняков) и Юбилейной (39 человек) избежать все же не удалось. По совершенно нелепому стечению обстоятельств обнародование причин трагедии на первой из них совпало с аварией на второй.

В первом случае причина ясна — человеческий фактор. Работники предприятия вмешались в действие аппаратуры аэрогазового контроля. Причины трагедии во втором случае еще предстоит выяснить, но уже сейчас есть версии, что на Юбилейной случился внезапный выброс метана из угольных пластов во время работы проходческого комбайна, после чего произошел мощный взрыв. Специалисты также говорят о разломе угольного пласта. На момент аварии концентрация метана в шахте превышала норму в 1,5 раза. Ростехнадзор дал государственной комиссии 15 дней для расследования причин аварии.

Несмотря на то что глава региона фактически публично обвинил менеджмент ЮКУ в трагедиях, а профильное ведомство заявило, что причиной первой аварии стала деятельность конкретных лиц, пока никаких сведений о возбуждении уголовных дел в отношении виновных в гибели людей нет. А шахты, на которых произошли катастрофы, возобновят свою работу в ближайшее время. Ульяновскую обещают запустить в июле, для восстановления Юбилейной, по заявлениям специалистов, потребуется всего 20–25 дней.

Очередная авария приведет к смене руководства ЮКУ и, возможно, повлияет на повышение безопасности работы шахт. «Лицензия вряд ли будет отозвана, по крайней мере, сейчас, так как отзыв повлечет за собой серьезные экономические потери, последствия которых могут быть неконтролируемыми и чреваты серьезным экономическим ущербом, — считает аналитик ИК «Финам» Владимир Поляченко. — Единый собственник означает усиление ответственности. Предполагается, что компания будет заинтересована не только в высоких показателях добычи угля, но и в обеспечении безопасности работы шахты, так как новости об аварии будут сильнее влиять на компанию, целиком контролирующую ЮКУ, чем в данный момент, когда «Евраз» владеет 50 процентами акций».

Но влияния на инвестиционную привлекательность угольной отрасли человеческие жертвы не имеют. Произошедшую на Юбилейной аварию рынок воспринял спокойно: акции «Евраза» упали на 7%, затем поднялись до обычного уровня. «В целом авария, скорее всего, не отразится серьезно котировках акций компании в долгосрочной перспективе, — говорит Владимир Поляченко. — А «Южкузбассуголь» остается достаточно привлекательной для инвесторов компанией».

Это неудивительно. Выплаты в один миллион рублей семье каждого погибшего шахтера совершенно никак не сказываются на рентабельности отрасли. В программе же по добыче шахтного метана, которая существует в Кемеровской области уже несколько лет, участвуют всего несколько шахт, потому что она требует больших инвестиций. Деятельность надзорных органов до сих пор также не имела особого успеха. Посыпавшиеся после Ульяновской доклады о комплексных проверках Ростехнадзора и массовых остановках работы забоев в связи с нарушениями аварии на Юбилейной не предотвратили. Надежду вселяет только инициатива Ростехнадзора по началу процедуры отзыва лицензии у компании «Южкузбассуголь». Если авария будет означать для собственника шахты потерю лицензии, безопасность горняков в забоях будет иметь большее значение, чем миллионы тонн угля на-гора. Но инициатива — это только инициатива. Для того чтобы прецедент был создан, руководству ведомства придется выдержать судебное противостояние с юристами крупного холдинга и волей кемеровского губернатора.