Перелеты под ключ

Софья Инкижинова
корреспондент журнала «Эксперт»
9 июля 2007, 00:00
  Сибирь

Проблема регионального рынка авиаперевозок заключается не в относительно небольших пассажиропотоках, а в неподготовленности инфраструктуры

Регулярные воздушные сообщения в Сибири налажены в основном между столицей и крупными сибирскими городами. Межрегиональные маршруты зачастую носят эпизодический характер. Перелетов по СФО практически не существует. При этом эксперты уверены, что внутрирегиональные могут быть востребованы в той же степени, что и полеты в Москву.

Влететь в нишу

В июне открылось воздушное сообщение между городами Новосибирск и Горно-Алтайск. Программа региональных перевозок на самолете АН-38-120 вместимостью 27 пассажирских мест осуществилась благодаря трехстороннему соглашению между компанией ОАО «Ильюшин Финанс Ко» (ИФК), руководством аэропорта Горно-Алтайск и правительством Республики Алтай. «Воздушные перевозки в основном рассчитаны на туристов, которые уезжают отдохнуть как на несколько недель, так и на выходные, — рассказывает о проекте заместитель директора ИФК Екатерина Полякова. — Время полета занимает 1 час 10 минут. С учетом скидок цена билета в обе стороны для одного человека составляет около четырех тысяч рублей».

Сейчас все три стороны работают на будущее. «Стабильности в количестве пассажиропотока и грузов нет», — признает Полякова. Сложившуюся ситуацию она объясняет тем, что пока это новое направление. По прогнозам, когда люди сравнят, насколько перелеты удобнее по сравнению с автомобилями, количество подобных маршрутов заметно увеличится. Так, ИФК не думают останавливаться на достигнутом. До конца 2007 года они планируют запустить самолет по направлению Горно-Алтайск–Омск. На очереди — проекты Новосибирск–Омск, а также охват Томска и Кемерова.

«У нас в Сибири при огромных расстояниях, плохих дорогах и суровом климате — самые благодатные условия для развития авиарынка», — замечает генеральный директор туристической компании ООО «Олимпия-Райзен-Сибирь» Виктор Данн. По его мнению, в последние годы региональные авиаперевозки не развивались по причине отсутствия серьезного инвестора. С приходом ИФК теперь этот бизнес пойдет в гору, уверен Данн. В качестве доказательства, что проект не только окупится, но и будет приносить прибыль, он приводит его многоуровневость. Иными словами, поездка должна быть укомплектована под ключ. Это означает, что компания должна оказывать услуги не только по перелетам из Новосибирска в Горно-Алтайск, но и по аренде самолета для экскурсии над Алтаем и рейсам в другие малые города. Кроме того, заказчикам могут предложить дополнительные услуги, связанные с наземным обслуживанием — трансферы, бронирование гостиниц, залов для проведения семинаров или деловых встреч.

Директор по маркетингу НАПО им. Чкалова Евгений Елгаев (он же — один из первых идейных вдохновителей проекта Новосибирск–Горно-Алтайск) отмечает, что основной тормоз региональных авиаперевозок — не качество самолетов или сервис, а слабое оснащение местных аэропортов или отсутствие таковых вообще. «Раньше почти в каждом районном центре был аэропорт, — вспоминает он. — Что же касается Горно-Алтайска, то полосы там короткие, а навигационное обеспечение слабое». На данном этапе там могут принимать лишь самолеты Ан–38, Ан-28.

Следует заметить, что вот уже более десяти лет между Республикой Алтай и ближайшими регионами не осуществлялись никакие авиационные перевозки. Впрочем, времена меняются. В 2007 году на реконструкцию местного аэропорта из федерального бюджета Минтранс обещал выделить 300 млн рублей. В следующем году работы продолжатся — планируется, что дополнительные инвестиции в проект составят еще 200 млн. Генеральный директор ОАО «Аэропорт Горно-Алтайск» Вадим Абрамов связывает большие надежды с улучшенным аэропортом. И сезонный чартерный авиарейс Новосибирск–Горно-Алтайск, открывшийся в начале июня, лишь первая ласточка.

«В Республике Алтай идет создание особой экономической зоны туристско-рекреационного типа, поэтому интерес к ней с каждым годом будет возрастать, — подчеркивает Абрамов. — В первую очередь важно связать те населенные пункты, к которым сложно добраться на автомобиле. В отдельных районах Алтая дороги однополосные, зачастую перегружены. Воздушная артерия должна стать альтернативой для туристов, деловых людей, тех, кто ценит свое время». По его словам, в ближайшее время в местном аэропорту откроются рейсы в города Кемеровской области. Затем можно будет смотреть и на северную часть региона. По окончании реконструкции аэропорт намеревается осуществлять авиаперевозки в Западную Сибирь.

Аэропорты рады всем

В свою очередь, крупные аэропорты с удовольствием примут авиакомпании с любыми типами самолетов. «Мы приветствуем не только регулярное воздушное сообщение между Москвой и крупными региональными центрами, — говорит директор ОАО «Омский аэропорт» Сергей Круглов. — Если появятся перелеты между малыми городами, то можно будет говорить о постепенном возрождении авиации».

Коммерческий директор службы ООО «Аэропорт Томск» Андрей Сосновский также видит перспективу в направлении региональных перевозок. Он сообщил, что в июле авиакомпания «Сибавиатранс» вводит новый рейс Томск–Красноярск. По его мнению, данное направление будет востребовано, несмотря на наличие железной дороги и автотрассы. До недавнего времени все пассажиры, чтобы вылететь на восток страны, вынуждены были сначала ехать в Новосибирск либо добираться до Красноярска. Теперь при наличии нового рейса и трансферных тарифов людям будет проще оказаться в Хабаровске, Братске, Якутске, Петропавловске-Камчатском, Южно-Сахалинске.

Стоит ли рассматривать всерьез авиаперелеты на малые расстояния, типа Новосибирск–Томск, или Омск–Кемерово? Одни специалисты сходятся во мнении, что «скорее нет, чем да» — приходится преодолевать слишком короткие расстояния. Отдельным категориям граждан гораздо проще отдать за поезд или автобус 350 рублей, нежели выложить в семь–десять раз больше за самолет. При этом существует и другой вариант: на новом месте хочется быть достаточно мобильным, что чаще могут себе позволить автомобилисты, а не сошедшие с трапа самолета приезжие.

Для того чтобы региональные перевозки были успешны, требуется полностью увязанная цепочка. Причем самолет в ней окажется лишь промежуточным звеном. Другими словами, необходимо продавать потенциальному пассажиру не авиабилет, а весь комплекс услуг от аэропорта до конечного места его пребывания. Сегодня именно эта сопутствующая инфраструктура региональных авиасообщений не всегда находится в удовлетворительном состоянии. А ведь подобные услуги будут определять и успех этого бизнеса в целом.