Реализм не против гламура

16 июля 2007, 00:00
  Сибирь

«Фотопортрет — это отражение сущности, некая маска», — считает Наталья Леонтьева, организатор фотовыставки «Портрет отражения», которая открылась в пресс-центре журнала «Эксперт-Сибирь» в начале июля. Фотосъемка для участников выставки, в обычной жизни работающих маркетологами, инженерами, преподавателями или менеджерами, — это прежде всего хобби, а не профессия. «С моей точки зрения, профессиональный фотограф — это человек, для которого фотография — работа: он ежедневно получает за это деньги, — рассуждает Наталья Леонтьева. — Это вовсе не значит, что профессиональные фотографы не являются творческими людьми, однако любители, время от времени, если у них есть какое-то предложение, могут получать за съемку деньги, но в основном это реализация их творчества».

Всех участников выставки объединяет принадлежность к сообществу фотографов Академгородка — неофициальному союзу, изначально образовавшемуся в виртуальных пространствах форума локальной сети Academ.org: простое общение в режиме онлайн со временем переросло в серию организованных Денисом Леонтьевым проектов «Фотокритика», «Фотомастерская», «Фототехника». Участники форума выезжали на совместные пленэры, где обменивались опытом, тестировали технику и устраивали фотосессии.

Большинство представленных работ выполнены в экспрессивной черно-белой технике и глобально объединены общей темой — «Люди». Выбор концепции выставки Наталья Леонтьева объясняет просто: «Мы предлагаем заглянуть внутрь фотопортрета, увидеть на плоской картинке весь тот глубокий внутренний мир, который есть у человека».

Несмотря на тотальную моду на гламур, помимо студийных постановочных работ, выполненных в распространенных стилях от art nude до гламурного портрета со слегка размытыми, мерцающими контурами лица, на выставке можно увидеть различные жанровые снимки, на которых так или иначе запечатлены люди. Таким образом, организаторам экспозиции удалось отразить два полюса, к которым тяготеет современная фотография: спонтанное, репортажное фото, стремящемся выхватить из жизненного потока реалистичные фрагменты, и гламурное постановочное фото, напротив, эстетизирующее действительность. Среди первых особо выделяются работы Дениса Леонтьева, на открытии выставки категорически отрезавшего: «Нефотогеничных людей не бывает». На снимках он запечатлел дымящего сигаретой старика, двух одиноких хоккеистов в тусклом свете фонаря, детскую коляску… Михаил Черепанов, также предпочитающий фотографический реализм, поймал в кадр быстро шагающего «человека в сером», одновременно похожего то ли на Рогожина, то ли на нелюдимого люмпена, а также создал крупноплановый портрет улыбающейся пожилой женщины. Динамичные, исполненные внутренней энергии работы представил Иван Коллегов, фотографирующий музыкантов на концертах.

За противоположную, гламурную тенденцию на выставке отвечают прежде всего Наталья Леонтьева — автор черно-белых работ с изображением модели в образе женщины-вамп «Черно-белый каприз» (выполненная в соавторстве с разработавшей стиль Викторией Апет, данная работа получила гран-при в фотоконкурсе, проведенном компанией «ОлеХаус» в 2006 году) и трилогии с элегантной стилизацией модели а-ля Одри Хепберн, а также Алена Роот, разнообразившая экспозицию цветной фотографией в стиле арт-ню, эффектно сочетающей белоснежный, немного сияющий фон с контрастирующими алыми лепестками.

Несмотря на универсальность жанров и стилей выставки, организаторы все же уверены, что им удалось не потерять специфический дух Академгородка, стоящего особняком по отношению к Новосибирску, и даже отразить в работах местную ментальность: «В Академгородке собираются люди с особым образом мышления, там существует своя субкультура, что непосредственно отражается на фотографиях нашего сообщества», — делится мнением Наталья Леонтьева.

Следующую групповую выставку сообщество фотографов Академгородка собирается посвятить теме природы.