Там где «ловит»

Самый молодой из операторов «большой тройки» — «МегаФон» — первым охватил сетью все 86 субъектов РФ. Последним регионом, где появилась связь, стала Республика Алтай

Кконцу 2006 года услуги связи оператора были доступны в восьми из одиннадцати субъектов макрорегиона Сибирь. В конце мая сеть была запущена в Эвенкии, в Тыве компания начала предоставлять услуги в конце июня. В начале июля третий оператор мобильной связи российской «большой тройки» стал первым, покрывшим сетью всю страну. За последние пять лет в новые технологии вложено 4 млрд долларов. В этом году объем инвестиций в сети второго поколения составит 1,2 млрд.

Будучи самым молодым среди крупных игроков на российском рынке (компания была образована в мае 2002 года, на девять лет позже МТС и на десять лет позже «Билайн»), оператор добился весьма неплохих результатов за последние четыре года. Да, «МегаФон» не перестают ругать за связь более низкого качества, чем у конкурентов, как и не перестают радоваться более дешевым предложениям. Но очевидно, что в ситуации, когда на рынке уже присутствовали два сильных федеральных игрока, иной возможности выйти на общероссийский уровень не было. Единственный вариант: привлечь покупателей низкими тарифами и заполучить ту аудиторию, которая на тот момент была задействована меньше остальных — себя полностью оправдал. «Сегодня наша компания из аутсайдера, в восприятии широкого круга общественности, переросла фактически в лидера. Мы приходили на достаточно развитые рынки. В частности, в Сибирь мы зашли не просто третьими, а еще и после сильных региональных игроков. И тем не менее, сейчас сибирский макрорегион приносит в копилку «МегаФона» самую большую долю — порядка 20 процентов выручки», — говорит генеральный директор сети «МегаФон-Сибирь» Александр Горшков.

Управлять

В 2006 году «МегаФон» показал прирост абонентской базы в количественном выражении, тогда как отрасль в целом на протяжении последних двух лет демонстрирует отрицательную динамику. «Первая причина того, что компания растет быстрее конкурентов — более эффективные коммерческие инициативы: прозрачность и простота тарифов, ценности бренда и так далее, — комментирует ситуацию генеральный директор ОАО «МегаФон» Сергей Солдатенков. — Вторая часть — умение сотрудников профессионально работать, создавать для своих клиентов благоприятную обстановку и более эффективная система управления. Все крупные компании сейчас постоянно меняют бренды, пытаются опробовать сразу несколько систем управления и выбрать наиболее оптимальную. Мне кажется, на этом этапе за последние три года мы были лучше наших конкурентов. Ведь важны не столько технологии, сколько умение их реализовывать».

Покупаем или нет?!

Любопытно, что «МегаФон» — единственный крупный игрок на рынке мобильной связи, который никогда не скупал готовые сети в регионах, а строил собственные с нуля. Несмотря на это, в настоящее время компания не скрывает планов по приобретению наиболее привлекательных активов. «Мы всегда говорим о том, что не покупаем компании, но это не значит, что не будем этого делать в принципе, — говорит Сергей Солдатенков. — Сегодня мы хотим понять, что получаем, за какую цену и можем ли мы за эти деньги сделать эту покупку лучше, чем она есть. Сегодня на рынке происходят события, когда периодически объявляется, что «Связьинвест» собирается продавать свои сотовые активы, но пока это только разговоры. Когда произойдет реальное выставление компании на продажу, тогда мы и озвучим свои конкретные планы. Но в целом, конечно, нам сегодня интересны два актива «Дальсвязи» на Дальнем Востоке, и, безусловно, красноярский „Енисейтелеком“».

В связи главное — связи

Два других оператора «большой тройки» — «Билайн» и МТС — пока не могут получить лицензии на территории, необходимые для полного покрытия страны. Первый из-за недостатка лобби уже несколько лет безуспешно пытается выйти на сотовый рынок Дальнего Востока, неоднократно подавая заявки на выдачу частот в Государственную комиссию по радиочастотам и отправляя многочисленные жалобы в ФАС.

МТС для охвата всей России не хватает лицензий в Пензе и Чеченской Республике. В последнем субъекте РФ МТС имеет лицензии на частоты, но только в одном из двух GSM-диапазонов, чего, с учетом географической специфики этого региона, экономически недостаточно для эффективности проекта построения сети.