Капительный ремонт Сибири

Дизайн улучшит жизненное пространство сибиряков — такова основная идея летнего фестиваля «Золотая капитель», который прошел в первую неделю июля в Новосибирске

Для культурной жизни Новосибирска и всей Сибири «Золотая капитель» — событие знаковое, ведь фестиваль является одним из самых известных в стране дизайнерских конкурсов. Вот уже двенадцатый год подряд дизайнеры и архитекторы из разных регионов России имеют возможность приехать в Новосибирск и посоревноваться. В этом году на фестивале царит не столько дух соперничества, сколько сотрудничества. Принципиальное отличие нынешнего мероприятия от предыдущих в том, что фестиваль почти перестал быть конкурсом, а стал скорее праздником, смотром, местом общения профессионалов в дизайне и всех, кто им интересуется. «Здесь не будет смотра-конкурса как такового, не будет соревнования творческого. Мы лишь постараемся определить лучшую экспозицию и лучший проект. А остальными мероприятиями будут выставки, мастер-классы», — говорит председатель оргкомитета фестиваля, главный редактор журнала «Проект Сибирь» Александр Ложкин.

Потеряв элемент соревновательности, фестиваль не стал менее интересным, и свою главную задачу — способствовать сотрудничеству региональных художников и архитекторов — выполнил. «Здесь представлены скорее не персоналии, не какие-то очень известные, модные, маститые дизайнеры, а проекты, которые так или иначе направлены на развитие профессии», — так характеризует концепцию «Золотой капители» куратор фестиваля, архитектор и дизайнер Татьяна Иваненко. Гостями фестиваля стали председатель Нижегородского отделения Международной ассоциации «Союз дизайнеров» Александр Казарин, главный редактор журнала «Просто дизайн» Владимир Лаптев из Санкт-Петербурга, архитектор, дизайнер, куратор русского павильона Венецианской биеннале Юрий Аввакумов и председатель Союза дизайнеров России Юрий Назаров из Москвы. Организаторами мероприятия выступили Фонд региональной архитектуры «Золотая капитель» и Новосибирская организация Союза дизайнеров России.

От шумного города отделяет лишь стеклянная стена, но в то же время будто находишься в особом пространстве, где витает дух творчества

Большая часть проектов фестиваля расположилась в павильоне «Шар» рядом с театром «Глобус». Сам павильон, именуемый в народе «Шариком», делал выставку необычной. Попадая туда, чувствуешь себя как в невесомости: от шумного города отделяет лишь стеклянная стена, но в то же время будто находишься в особом пространстве, где витает дух творчества. Экспонаты стоят на специальных стендах по всему периметру павильона. Благодаря тому, что «Шар» полностью прозрачен, по-особому влияют погода и освещение. Когда на улице солнце — в павильоне светло и радостно. А в дождливую погоду в выставочном зале царит полумрак, создается атмосфера таинственности, и работы воспринимаются иначе.

Экспозиции

Открылась экспозиция выставкой «Истоки дизайна», которая расположилась сразу при входе в «Шарик». Создателей вдохновили вещи, созданные новосибирскими художниками-конструкторами в 1960-е–1980-е годы. Дорожный утюг со съемной ручкой, магнитофоны «Нота» и «Вега», электрокамин «Багдад» — многие из этих приборов лишь недавно вышли из обихода некоторых семей, но уже попали на выставку.

Поднимаемся на второй этаж. Почти половина зала отведена нижегородскому фестивалю дизайна «Стрелка». Александр Казарин привез эти работы на «Золотую Капитель» в качестве гостевой выставки. Проекты представлены в номинациях «Фирменный стиль», «Упаковка», «Плакат», «Предметный дизайн». Особенно впечатлили оригинальные работы в номинации «Плакат». Здесь и барабан стиральной машины с надписью «И все-таки она вертится», и бутылки с офицерскими шляпами на горлышках со слоганом «Лучше, когда они в запасе».

Со «Стрелками» соседствует выставка работ конкурса «Объективность внутри». Конкурс этот, организованный интернет-порталом A3D.ru, проходит в Новосибирске уже в четвертый раз и выявляет победителей по пяти номинациям: «Проект частного интерьера», «Проект общественного интерьера», «Реализация частного интерьера», «Реализация общественного интерьера» и «Концептуальный интерьер».

Другая необычная экспозиция — «Экомотив» — в буквальном смысле «повисла в воздухе». Дизайнерские работы экологической тематики напечатали на белых майках и подвесили под куполом павильона. «Майка — объект утилитарный и постоянно движущийся в среде, является носителем экологической идеи», — объясняют задумку организаторы. На одной из маек изображена детская соска с двумя сосками. «Берете от природы все? Ваши дети будут брать вдвое больше» — гласит надпись под ней.

Под самым куполом, на третьем этаже павильона — выставка графического плаката «ЧБ 20+10», посвященная аварии на Чернобыльской АЭС. Черно-белые тона, мрачные рисунки и подписи к ним призваны передать авторскую мысль, что трагедия 20-летней давности не забыта.

Другой стенд — стена из неотесанных деревянных досок, а на ней — различные часовые механизмы. Здесь есть часы, сделанные из большой ракушки, из пружины, из листов ржавого железа, из алюминиевых крышек. Рядом с экспонатом — пояснение автора, новосибирского дизайнера Юрия Нечая: «Почему твое драгоценное время отмеряет холодный прибор, сделанный на грохочущем пыльном конвейере?.. Мне кажется, что вещи, завершившие свою первую жизнь, знают о времени кое-что важное... Именно им я доверил отмерять свое личное время». «Личное время» — именно так называется работа.

В «Шарике» расположилась основная, но не единственная экспозиция «Золотой капители». Другой площадкой стали выставочные залы музея «Сибирская береста», где разместились работы из бересты и квилта (мозаика из кусочков ткани). А студенческие экспозиции из Новосибирска, Екатеринбурга, Барнаула предстали перед посетителями в выставочном зале Новосибирской архитектурно-художественной академии.

Атмосфера

Обстановка, царившая всю неделю в «Шарике», совсем не походила на атмосферу спокойного созерцания, которая свойственна традиционным выставкам. Да и площадку павильона, где разместились основные экспозиции, сложно назвать выставочным залом в привычном понимании. Здесь проходили и презентации, и круглые столы, и мастер-классы, и показы фильмов. Пока часть зрителей участвовала в предлагаемом мероприятии, другие рассматривали экспонаты, общались, делились впечатлениями. А к началу очередного мероприятия организаторы зазывали народ при помощи мегафона.

По вечерам в павильоне проходили заседания вечернего клуба, в программу которого входили и мастер-классы гостей фестиваля. Из урока Владимира Лаптева, например, участники узнали много интересного про графический дизайн и дизайн печатных изданий, а Юрий Аввакумов рассказал зрителям о своих работах.

Проекты

В рамках «Золотой капители» состоялась презентация проекта «Городской алфавит». К следующему летнему фестивалю его авторы задумали украсить город буквами, расписанными новосибирскими художниками и дизайнерами. Пока же была «торжественно осквернена», по выражению автора проекта, только первая буква — «А». Художника, который раскрасил ее, зовут Юрий Сокольников. Здесь же прошла презентация его книги-сборника произведений наскальной живописи «Степная камасутра», мотивами которой и была расписана литера. «А сколько эта буква простоит? Дождь ее не смоет?» — спрашиваю я автора проекта Петра Шабалина. «Дождь ее не смоет, — отвечает Петр. — Материал, из которого она сделана, влагоустойчивый. Специально, чтобы делать фасады, а вы знаете, как плохо стираются надписи на фасадах». «Открытие монумента русскому алфавиту», как называет свое детище сам автор, — мероприятие, призванное сплотить новосибирских художников и дизайнеров, повод для общения и обмена опытом. «Этот проект был придуман для того, чтобы показать, что есть все-таки художественные силы в городе Новосибирске, есть люди, которым небезразличен образ нашего города. А образ этот местами кажется довольно серым. И для того, чтобы его как-то расцветить, сделать приятное себе и людям, я придумал такой проект», — говорит Петр Шабалин.

Удастся ли объединить всех новосибирских дизайнеров и художников в едином порыве расписывания букв — посмотрим. Пока же первая готовая буква стоит рядом с павильоном «Шар». Среди мероприятий фестиваля запомнился проект «реанимации» дверей, когда на глазах у удивленных зрителей дизайнеры превращали обычные, ничем не примечательные двери в красочные произведения дизайнерского искусства.

Хотя фестиваль и не являлся конкурсом, самых-самых все же отметили и наградили. Лучшим объектом графического дизайна жюри признало работу Сергея Гребенникова «Новосибирск — культурная столица Евразии». Проект предполагает создание в Новосибирске и его окрестностях территории круглосуточного туризма. За лучший объект архитектурного дизайна был награжден Центр архитектурной коммуникации, представивший конкурс на лучший выставочный павильон летнего фестиваля.

Завершилась «Золотая капитель» дизайн-теплоходом — поездкой гостей и участников фестиваля по Оби. После небольшой прогулки по реке делегация прибыла на остров Медвежий, где состоялся экспресс-семинар по песчано-ландшафтному дизайну. Художники и архитекторы продемонстрировали творческие способности в лепке фигур из песка. Были здесь и песчаная Венеция, и проект перестройки Новосибирска, и Храм пива. Победил же проект «Тапочки» — песчаная модель обувного магазина.