О прецедентности этого дела «Эксперт-Сибирь» спросил у депутата Новосибирского городского Совета, профессора кафедры прав человека и демократии ЮНЕСКО при МГИМО (У) МИД РФ Александра Люлько.
— Что означает этот прецедент для общества?
— Статья № 282 в основном направлена против русских. Возбуждать дела по этой статье в их защиту — явление редкое, и поэтому ее в некоторых кругах так и называют — «русская статья». В Новосибирске по ней недавно осудили главного редактора народно-патриотической газеты «Родная Сибирь» Игоря Колодезенко, ведется следствие в отношении бывшего министра печати Бориса Миронова, председателя Амурского отделения партии «Союз Русского народа» Игоря Терехова в Благовещенске. И еще около 100 аналогичных дел по всей стране. Чтобы показать, что статья применяется и в защиту русских, власти воспользовались случаем — завели уголовное дело и показательно осудили украинца Зеленяка.
Само по себе это достаточно странное дело, поскольку в бытовом общении, так сказать, между собой, в том числе и в Интернете, украинцы и русские зачастую называют друг друга «хохлами», «кацапами». Дело в отношении Зеленяка обострило отношения между братскими народами. Судебный процесс вызвал общественный резонанс на Украине, в котором пришлось принять участие даже послу РФ на Украине Виктору Черномырдину.
По сути же, большой пожар раздули из ничего. В Новосибирске никаких выступлений не случилось, потому что всем было очевидно — это искусственное, политизированное, притянутое за уши дело.
— Будет ли эта статья и в дальнейшем применяться избирательно?
— Есть общее правило, что закон должен для всех работать одинаково. Когда русских притесняли, никакой статьи вообще не было, а когда русские начали защищать свои права, к ним стали применять санкции.
Я согласен, что сейчас нет равноправия в отношении национальной принадлежности людей, против которых можно было бы применять статью. Дело Зеленяка означает, что одну ветвь триединого славянского народа — украинцев — поставили «на место», а к тем людям, которые действительно занимаются межнациональной рознью, тем же чеченцам, закон не применяется.