Глобальные и локальные тенденции

Тема недели
Москва, 23.07.2007
«Эксперт Сибирь» №28 (170)
О том, какие тенденции доминировали на рынке телекоммуникаций в 2006 году, какие наиболее важные изменения коснулись мобильных операторов и какие перспективы ждут игроков этого рынка в будущем, рассказывают топ-менеджеры компаний-операторов «большой мобильной тройки»

Коммерческий директор Сибирского региона ОАО «ВымпелКом» Елена Кашина считает, что потенциал базовых — голосовых услуг связи еще не исчерпан, и доходы операторов будут увеличиваться в первую очередь за счет продажи голосового трафика.

— Для нашей компании 2006 год охарактеризовал себя в первую очередь активной работой в странах СНГ. Мы вышли на рынки Узбекистана, Таджикистана, Грузии и Армении. В 2006 году практически половина прироста абонентов «ВымпелКома» — 48 процентов — пришла из СНГ. Также в прошлом году активно расширялась абонентская база в России. Например, Сибирь достигла насыщения (уровень проникновения в сибирском регионе на конец мая — 100,7 процентов — Ред.) только в мае этого года.

И хотя сотовые компании сегодня активно развивают дополнительные услуги, еще не исчерпан потенциал базовой, голосовой, связи. В России сотовый абонент в среднем выговаривает 120–130 минут в месяц, во Франции — около 250 минут, а в США — почти 800. С ростом благосостояния и изменением привычек потребность населения в голосовом общении будет увеличиваться, так как с усовершенствованием технологий снизится себестоимость его передачи. Соответственно, и доходы отечественных операторов еще долго будут повышаться в первую очередь за счет увеличения прибыли от передачи голосового трафика. Потенциал для роста еще есть, и это наглядно демонстрируют наши показатели. Увеличивается количество активных абонентов и вместе с этим растет доходность. Так, средний счет на одного абонента в месяц, ARPU, увеличился с 7,8 долларов в первом квартале прошлого года до 10,9 долларов за аналогичный период этого. Рост за счет подключения новых абонентов в России и СНГ продлится еще два–три года, в СНГ — максимум пять лет.

Операторы уже рассматривают консолидирующие приобретения и строят планы по выходу на новые рынки. Так как телекоммуникационная инфраструктура требует инвестиций, компании будут использовать свои финансовые, организационные возможности и географическое присутствие для реализации их в сопредельных бизнесах. В традиционных областях, которые обычно отводятся фиксированным операторам, сотовые компании будут выкраивать для себя привлекательные ниши. В более удаленных сегментах — медиаконтенте, телевидении, онлайн-услугах и рекламе — также будет происходить конвергенция, но игроки рынка пока не совсем понимают, как в этих областях можно зарабатывать деньги, готовых решений пока нет.

Директор филиала ОАО «МТС» Макрорегион «Сибирь» Александр Маришин считает, что в условиях высокого уровня проникновения мобильной связи в стране операторы должны улучшать качество абонентской базы и повышать уровень потребления как голосовых, так и VAS-услуг за счет более продуманной маркетинговой политики.

— Основной тенденцией в 2006 году явилось снижение темпов роста абонентской базы операторов сотовой связи, что объясняется высоким уровнем проникновения мобильной связи в России, близким к насыщению рынка. Эта тенденция сохранится. В этих условиях наша компания реализует целый комплекс мероприятий в рамках новой маркетинговой политики. В ее основу лег сегментированный подход, то есть разработка тарифных предложений и дополнительных услуг, ориентированных на определенные целевые аудитории. Такой подход позволил нам улучшить качество абонентской базы, повысить уровень потребления как голосовых, так и VAS-услуг, и как следствие — улучшить финансовые показатели и не только удержать собственную абонентскую базу, но и пополнить ее за счет привлечения абонентов конкурентов.

Вместе с тем, ежемесячные расходы абонентов на сотовую связь постепенно растут. То же самое можно сказать и о росте доли VAS-услуг в ARPU.

Важным изменением, без сомнения, повлиявшим на деятельность операторов мобильной связи в России в 2006 году, стало введение принципа «платит звонящий» (CPP), что повлекло за собой изменение характера потребления сотовой связи большинством абонентов, а также пересмотр системы межоператорских взаиморасчетов за интерконнект.

Что касается территорий сибирского региона, входящих в зону ответственности макрорегиона Сибирь, то в целом сложившаяся здесь ситуация практически ничем не отличается от общероссийской: вместе с замедлением темпов роста абонентской базы отмечается повышение ARPU, а также рост доли VAS-услуг в ARPU.

Первый заместитель генерального директора ОАО «МегаФон» Алексей Ничипоренко среди основных трендов российского телеком-рынка выделяет разноуровневую консолидацию и нарастающую конкуренцию операторов связи с интернет-провайдерами.

— Объединение операторов в разных формах — основная тенденция рынка связи. Это и консолидация активов различных операторов в одних руках, и объединение с точки зрения попытки предоставления разных услуг из «одного окна».

Если рынки фиксированной и мобильной связи еще год назад существовали обособленно, то сегодня они вплотную подошли к границам друг друга. Доли доходов сравнялись, и очень скоро произойдет взаимное столкновение. Кто выиграет? Все будет зависеть от технологий. Тенденцией следующего года будет как раз попытка завладеть долей в параллельной отрасли. Сотовые операторы уже сегодня идут по пути создания собственных псевдофиксированных активов, делают попытки вторгнуться в традиционный фиксированный бизнес: аренда каналов, интернет-провайдинг и так далее.

Сюда накладывается еще более глобальная тенденция конкуренции мобильных операторов с миром IP. Она будет определять развитие всей мировой телеком-отрасли на протяжении следующих трех–пяти лет. За это время станет понятно, кто кого под себя подомнет, по чьим правилам будут дальше происходить расчеты. Либо это будет платный безлимитный Интернет и бесплатный IP-трафик, либо платная телефонная связь и поверх нее бесплатный Интернет. Ориентируясь на западные примеры, где операторы пробовали разные модели выхода на рынок, но в итоге пришли к одному и тому же — конкуренции с проводными операторами, я думаю, мобильная связь в силу стремительного развития технологий в этом секторе будет постепенно вторгаться в рынок широкополосного доступа. Если сотовые операторы сумеют навязать свои правила игры, огромные деньги, которые крутятся в интернет-рекламе, будут проходить уже через них, и рынок Интернета сильно просядет.

В сети сегодня потеряна культура платежа. И единственная модель, которая может продвигать Интернет — это безлимитный доступ. Интернет-провайдеры понимают, что это тупиковый путь развития для них, поскольку рынок не ограничен никакими лицензионными барьерами, любая новая технология или выход нового игрока повлечет падение цен. В сотовом бизнесе есть эта культура; здесь клиенты привыкли платить за любую единицу информации. Мировое телеком-сообщество делает героические шаги для того, чтобы попытаться вернуть ее обратно. Если это получится, данная модель приведет к глобальной реструктуризации отрасли, в которой мелким игрокам, по всей видимости, не останется места.

Подготовил Артем Попов

Новости партнеров

«Эксперт Сибирь»
№28 (170) 23 июля 2007
Рынок связи
Содержание:
Реклама