Глухое радио

13 августа 2007, 00:00
  Сибирь

Редакционная статья

Радиорынок Новосибирска вновь претерпел серьезный передел собственности. 1 августа на частоте 99,5 FM вышло в эфир сетевое московское радио «Юмор FM», заменив ранее звучавшее, тоже сетевое «Радио 7».

Смена радиостанций на местных частотах случалась и раньше. Это происходило, например, тогда, когда местные владельцы частот и их сетевые партнеры не сходились по условиям продления договора. Но в последние полгода ситуация, когда московские радиохолдинги устраивала роль простого франчайзи, резко изменилась. Видимо, региональный рынок, на который долгие годы с разных сторон заходили московские компании, созрел для экспансии. И москвичи, чуть поднажав, взяли его почти без боя.

Практически все партнеры московских компаний в Новосибирске оказались скуплены в кратчайшие сроки. Например, в случае с «Юмор FM» ЗАО «Вещательная корпорация «Проф-Медиа» купила у рекламной группы «Диапазон» ООО «РадиоХит», владеющее лицензией на трансляцию.

Похожие сделки прошли в Новосибирске и чуть раньше. Сейчас, конечно, можно досконально разбираться в деталях каждой конкретной покупки, но нужно ли. Общую картину это не изменит, можно только добавить к ней некоторые интересные штрихи.

Например, как отмечают игроки радиорынка, политика московских холдингов по управлению приобретенными активами схожа. Ими в большинстве случаев продолжают руководить прежние владельцы. Надолго ли — покажет время.

В публикациях некоторых местных средств массовой информации по поводу «большой распродажи» новосибирских радиочастот даже прозвучали сетования на то, что местное радио теперь почти гарантированно покинет региональный эфир.

Никто, впрочем, не вник в причины того, почему случилось так, а не иначе. Ведь ясно, что сегодня любые радиостанции, местные или сетевые, конкурируют не только друг с другом. Борьба за внимание слушателей давно стала глобальной, в нее включаются и телевидение, и печатные СМИ, и Интернет. С ростом качественных массмедийных проектов потребитель обращается к тем, кто делает продукт максимально интересным. Если, допустим, британская корпорация BBC хорошо делает новости, потому что тратит умопомрачительные бюджеты на содержание по всему миру разветвленной корреспондентской сети, соответственно, высоким будет и интерес к этому продукту.

У местных же вещателей блеснуть наполнением эфира — даже не на фоне всемирных брендов, а федеральных сетей — явно не получается. Хорошие местные программы можно пересчитать буквально по пальцам.

А между тем, местный контент, максимально приближенный к своему слушателю, мог бы стать мощным преимуществом региональных игроков радиорынка. Ведь спору нет, федеральные радиостанции хороши, но они никогда не смогут полностью соответствовать ожиданиям нестоличных радиослушателей.

Взять хотя бы один показатель: разницу во времени. Когда в Новосибирске начинают готовиться ко сну, из динамиков радиоприемников раздаются радостные возгласы ведущих об окончании рабочего дня. Местным слушателям незачем знать также и ситуацию на дорогах в Москве и о необходимости в срочном порядке решать вопрос с пробками в этом городе.

Сколько людей — столько предпочтений. Местные станции, идя самым легким путем — в фарватере федеральных форматов, не создавали собственных качественных нишевых продуктов. Такие попытки хоть и были (радио «ОТС», «Студия Энн»), но развивать их у владельцев не было возможности.

Поэтому удивляться звонким голосам столичных ведущих, бодро призывающих вставать чуть ли не в полдень, или сообщениям о столичных проблемах на дорогах мы будем недолго. А потом — привыкнем.