Только водитель не виновен

20 августа 2007, 00:00
  Сибирь

С 11 августа сотрудники Госавтоинспекции в отношении правонарушителей на дорогах руководствуются новыми более жесткими изменениями, внесенными в Кодекс об административных правонарушениях.

По словам руководства ГИБДД, эти правила положат начало созданию новой системы отношений их подчиненных и водителей. Председатель общественной организации «Свобода выбора» — Федерации автовладельцев России Владимир Кириллов рассуждает более широко.

— Что, на ваш взгляд, на самом деле стоит за введением более жестких санкций?

— Дело не в жесткости санкций, а в подходах к их введению. Руководство ГИБДД рассуждает так: поскольку в ДТП участвуют машины, то прессовать следует именно водителей. Тем более что пообещали президенту снизить уровень смертности и травматизма на дорогах. Более того, чтобы не связываться с другими проблемами, не находить ответственных за некачественное содержание магистралей (известно, что множество аварий происходит по вине дорожных служб или вообще из-за того, что российские дороги сильно отстали от уровня автомобилизации населения), ГИБДД предпочитает сваливать всю вину на водителя.

У нас позиция другая — решать проблему аварийности нужно комплексно. И ответственность участников дорожного движения должна расти пропорционально росту ответственности дорожных служб и ГИБДД. У нас же закручивают гайки только в отношении автомобилистов. А ведь 25–30 процентов аварий происходит по вине пешеходов, но почему-то ГИБДД не говорит, что среди пешеходов тоже нужно проводить какую-то разъяснительную работу, наказывать их материально. Почему? Потому что автомобиль — имущество, а его наличие — символ благополучия. Коррупция имеет место быть, чего греха таить, и многие из тех, кто лоббировал повышение штрафов, имеет определенные интересы. Например, штрафы должны уходить в казну. Но кто, например, знает, куда реально уходят эти деньги?

— Изменится ли культура вождения?

— Культура вождения — это отдельный вопрос по комплексному решению проблем аварийности на дорогах. Возможно, какой-то кратковременный эффект будет, но, учитывая увеличение автопарка, ситуацию с точечной застройкой во всех крупных городах, сужением проезжей части, все вскоре станет как было.

Не следует думать, что если мы сейчас промоем мозги водителям социальной рекламой типа «Тебя ждут дома», то культура изменится. Просто нужно делать современные дороги, нормальное движение, проводить реконструкцию дорожной сети, реформировать систему ГИБДД. Если этого не произойдет, конечно, не сразу, хотя бы постепенно, то будет нарастать социальная напряженность.