В лес по грибы

Артем Попов
20 августа 2007, 00:00
  Сибирь

Сегодня в телеком-секторе наиболее привлекательным объектом вложений являются регионы. Основные инвесторы — крупные московские компании и региональные промышленные гиганты

В 2005 году наблюдалась совсем незначительная тенденция cоздания качественных мультисервисных сетей для физических лиц в регионах, которые позволяют предоставлять услуги Triple Play. В 2006 году началось их массовое построение. В этом году заметить такой тренд способен даже слепой: деньги в регионы направляют все, у кого появились свободные средства.

Бурный рост региональной активности в области беспроводных и проводных сетей широкополосного доступа (ШПД) объясняется, с одной стороны, насыщением московского рынка услуг связи и ростом уровня благосостояния жителей региональных центров — с другой. В Москве крупные игроки вовсю скупают более мелких операторов и присоединяют к себе их абонентов. Другими словами, осваивать почти нечего, поэтому идет передел уже освоенного.

Когда неразделенных активов совсем не будет и на московском рынке останется несколько крупных ШПД-провайдеров (а это произойдет очень скоро), под пристальным вниманием федеральных компаний окажутся все региональные игроки. Но уже сейчас федералы проявляют большой интерес к относительно крупным локальным игрокам с ежегодным оборотом порядка 2 млн долларов.

А с учетом того, что только в Новосибирске рынок интернет-провайдинга в сегменте ШПД за последний год вырос в три раза, схожие темпы наблюдаются в традиционно более развитом в этом отношении Томске. Не отстает бурнорастущий сегодня Красноярск, где «Голден Телеком», не так давно купившая крупнейшего независимого оператора проводной связи «СибЧелендж», реализует масштабный проект по внедрению сетей на основе технологии FTTB — «Оптика в каждый дом». Таких компаний в Сибири можно насчитать с пару десятков.

Абоненты — главный актив

Нелишне заметить, что в гонку за освоение регионов включились не только московские инвесторы, но и некоторые региональные промышленные гиганты в поисках диверсификации своего бизнеса и вложения свободных средств. Так, в прошлом году телекоммуникационная «дочка» «Норильского никеля» — красноярский провайдер «Норильск-Телеком» активно скупал мелкие активы в своем регионе. В его структуру вошли такие альтернативные операторы кабельного телевидения, как «Астрон» (Красноярск), группа «Прима Телеком» (оператор кабельного телевидения в Ачинске, Зеленогорске, Минусинске, Лесосибирске и Назарове) и несколько других. В июле этого года «Норильск-Телеком» впервые вышел за пределы края и приобрел новосибирского интернет-провайдера Academ.org за 1,5 млн долларов. Теперь компания намерена развивать Academ.org как мультисервисную сеть с предоставлением услуги Triple Play.

Многие компании стали вкладывать средства в развитие местных операторских сетей для дальнейшей их перепродажи крупным федеральным операторам. Волна инвестиций охватила не только крупнейшие сибирские города, но и населенные пункты, где проживает 300–500 тыс. человек. Сегодня в регионах средний ежемесячный доход на одного абонента сетей ШПД составляет от 250 до 750 рублей в зависимости от региона и вида услуг. Данный уровень позволяет строить сети со средним сроком окупаемости около трех–четырех лет.

Как правило, приходя в регионы, инвесторы предпочитают скупать уже существующие мелкие сети местных операторов, а не создавать новые с нуля. И хоть те чаще всего построены на дешевом, некачественном оборудовании, а многие из них вовсе не имеют лицензий Россвязьнадзора, игроки вынуждены полностью или частично менять инфраструктуру сети, не соответствующую новым технологическим требованиям. Но это совсем неважно, поскольку главный и самый ценный актив, который получает инвестор, — это абонентская база.

Другая область развития за пределами столицы заключается в появлении у операторов возможности на базе создаваемых городских сетей активно предоставлять услуги различным муниципальным структурам: создавать для ГИБДД системы слежения за дорожным движением, для ЖКХ — системы управления коммунальным хозяйством, для мэрии — транспортные карты и другие социальные прибамбасы.

Расширяющийся рынок сетей ШПД в регионах в свою очередь стимулирует развитие рынка контент-услуг. Для приобретения и удержания конкурентных преимуществ местные операторы должны обладать необходимым уровнем качества сети для предоставления уже существующих услуг, а также учитывать все перспективы масштабирования сети и наполнения ее новыми сервисами при сохранении качества. Такая ситуация идет на пользу интеграторам, которые взаимодействуют с интернет-операторами и контент-провайдерами в вопросах построения новой или модернизации старой инфраструктуры, предоставления средств контроля трафика, биллинговых систем и других инструментов управления ресурсами сети.

Все тот же путь

Рынок услуг интернет-провайдеров, который состоит из бесчисленного множества компаний, является исключением среди других монополизированных сегментов отрасли телекоммуникаций, где каждый рынок делят два–четыре крупных игрока. Тем не менее, как уже отмечалось выше, укрупняющийся рынок интернет-услуг движется к той же самой цели — монополизации, поэтому характер спроса на информационные технологии во многом схож с остальными сегментами телеком-рынка.

Компании борются за клиента за счет качества и уникальности своих услуг, а не за счет наиболее выгодных тарифов. Для качественной передачи сигнала телекоммуникационные компании не меньше предприятий других отраслей нуждаются в мощном аппаратном обеспечении, увеличивая затраты на его обновление и обслуживание. Хотя по результатам прошлого года сектор связи показал заниженные расходы на аппаратное обеспечение по сравнению со всеми остальными предприятиями российской экономики в целом (44% вместо 52%).

Зато на программное обеспечение, напротив, российские телекомы тратятся очень серьезно, что связано, опять же, с внедрением новых видов услуг связи, требующих программного сопровождения и защиты. К тому же стабильность работы телекоммуникационных компаний, которые представляют собой не столько офисы, сколько географически разбросанные сети, напрямую зависит от разного рода систем анализа, хранения и обработки данных.

Интерес к ИТ диктуется также нарастающим усложнением структуры компаний, так как рынок растет не за счет появления новых операторов, а за счет роста уже существующих, хотя бы на примере все той же экспансии в регионы. В результате возникает типичная для крупных корпораций проблема прозрачности и контроля собственной структуры. Ведь каждый новый десяток клиентов — это не только прирост доходов и повышение доли рынка, но расширение и реструктуризация ИТ-инфраструктуры.

Материал подготовлен при поддержке журнала CNews.