Осколки раскалившейся сковороды

Ирина Кичкайло
27 августа 2007, 00:00
  Сибирь

Сибирский рынок цемента в этом году хорошо «погрелся» у очага пылающих страстей в центральной части страны

Вслед за повышением цен в европейской части России и традиционно складывающимся ажиотажным спросом на пике строительного сезона, граничащим с дефицитом, цементники Зауралья не только смогли поднять отпускные цены на свою продукцию, но и точечно помогли соседям с основным стройсырьем.

Спокойствие на равнине

Российский цементный рынок довольно консолидирован: в стране сегодня действуют более пяти десятков заводов. Большинство входят в крупные холдинги, несколько финансируются за счет иностранного капитала. Мелких игроков в данной отрасли быть не может: ежегодно инвестиции компаний, вкладывающих в перевооружение изношенного фонда предприятий, измеряются сотнями миллионов рублей, а строительство заводов и новых линий производства обходится уже в миллиарды. Поэтому и стоимость цемента в большей степени регулировалась гигантами отрасли. Начавшийся бум строительства в 2003–2004 годах в Москве и Московской области, подхваченный остальными регионами центральной России, немедленно заставил рынок откликнуться. Впервые основные производители резко подняли цены (на 40–50%) летом 2003 года. Через два года еще один мощный рывок вверх — весной 2005-го было зафиксировано увеличение цен на 60%. Конечно, такое «восхождение», а также другие обстоятельства, главным образом, недопоставки цемента в сезон пиковых строительных нагрузок (июль–август–сентябрь) в связи с нехваткой специализированного транспорта создали ситуацию, которую принято называть дефицитом. Осторожно говорим «принято называть», так как дефицит в классическом понимании действительно складывался, но лишь в некоторых регионах. В целом, как говорят аналитики и участники рынка, цемент можно было купить всегда, вопрос — по какой цене. В то время как тревога в центральной части России постепенно нарастала, сибирские предприятия не всегда даже имели возможность реализовать всю свою продукцию. Заводу, производящему около миллиона тонн цемента в 2004 году, найти потребителей на весь объем было непросто. В такой ситуации предприятиям диктовать цену не приходилось. К тому же стоит отметить, что упомянутое время было для сибирских цементников периодом становления. Тогда только начиналась модернизация основных активов, находящихся на грани убыточности.

Традиционное поступательное движение в российской экономике с запада на восток привело к ощутимому подъему строительной отрасли в Сибири пару лет назад. И уже в прошлом году, по словам управляющего директора компании «ЗапСибЦемент» (сбытовой структуры холдинга «Сибирский цемент») Сергея Суслякова, «в самой западной точке нашей производственной географии — на Топкинском цементном заводе, расположенном в Кемеровской области, встал вопрос о необходимости реализовать такой объем цемента, который производят все наши восточные заводы вместе. Так взлетел спрос в разгар строительного сезона».

Огнедышащий Запад

Динамика роста цен, которую главным образом задавал лидер цементной отрасли «Евроцемент Групп», работающий в центральной части страны, привлекла внимание антимонопольных служб. ФАС запретила крупнейшему игроку поднимать цены более чем на 5% в квартал. Тем не менее, как отмечают аналитики компании «Атон Брокер» (Москва), в прошлом году отпускные цены на цемент выросли в среднем на 30%. В обход претензий антимонопольщиков «Евроцемент» прекратил продажи по прямым контрактам, и с весны этого года реализует свою продукцию через торги на Московской фондовой бирже. Теперь, когда цена формируется на основе количества заявок на покупку и на продажу продукции, и цемента меньше, чем желающих приобрести его за любые деньги, растущая угроза серьезного дефицита стала более очевидной.

К началу второй половины 2007 года отпускные цены на цемент выросли на 60%, а цены приобретения — почти вдвое. Если в первом случае свою роль сыграло и увеличение себестоимости производства продукции, и целый ряд других обстоятельств, то во втором надбавка произошла из-за сложности транспортировки продукции. Ее перевозка возможна только в специализированных хоппер-вагонах. Таким фондом частично располагают сами собственники заводов, частично игроки транспортной сферы (для РЖД обновление парка цементовозов — пока непозволительная роскошь). Но в целом спецтехники для перевозки не хватает. Хаотичная из-за ажиотажного спроса логистика также уменьшает шансы потребителей вовремя и в полном объеме получить стройматериал. Все эти обстоятельства повернули взоры потребителей к потенциалу сибирского рынка. Сейчас в европейском регионе цена оптовой партии (от одной тысячи тонн) с железнодорожной доставкой до станции грузополучателя составляет около 6 тыс. рублей за тонну на цемент марки 500, и порядка 5 тыс. рублей на добавочный цемент общестроительной марки 400. Меж тем в Сибири — от 3,5 тыс. и около 3 тыс. рублей на 500 и 400 соответственно. К тому же здесь производители предлагают более гибкие условия прямых контрактов. И несмотря на то что каждый километр транспортной доставки цемента отражается на его конечной стоимости, для некоторых компаний стало возможным частично «закрывать» дефицит сибирским цементом. Так материалы, произведенные в СФО, уже поставляются в Курганскую, Челябинскую, Свердловскую, Пермскую области, Башкирию, Удмуртию, Чувашию, Татарстан и Московскую область. Но основные каналы сбыта cибирской продукции сформированы все-таки на внутренних рынках.

Как сообщил управляющий Союзом производителей сухих строительных смесей Евгений Беляев, ожидать дальнейшего увеличения объемов поставок сибирского цемента в центральную Россию можно. «Но так как существующие мощности российских производителей цемента не в состоянии удовлетворить растущие потребности строительного комплекса России, дефицит будет ликвидироваться за счет увеличения импорта. Дело в том, что сегодня даже при максимальной загрузке всех имеющихся мощностей на 100 процентов, цемента отечественного производства все равно будет не хватать», — подчеркнул Беляев.

Медленно запрягаем, но быстро едем

В Сибири вопрос дефицита цемента стоит не так остро, как по другую сторону Урала. Пик нынешнего строительного сезона переживается производителями напряженнее, чем в прошлые годы. И сопровождается он такими же центробежными тенденциями, как повышение цен и рост потребления. Но все же заводы, уровень производительности которых практически вышел на проектную мощность, с трудом, но закрывают потребности регионов в материалах. Отказывают только внеплановым заявителям и тем, кто просрочил платежи — послаблений в горячие сезоны нерасторопным клиентам не дают. В остальном сибирский рынок, представленный двумя игроками: «Искитимцементом», входящим в состав новосибирской группы «РАТМ», и кемеровским холдингом «Сибирский цемент», чувствует себя довольно комфортно.

Перспективы роста цементного бизнеса очевидны собственникам, которые активно вкладывают инвестиции в модернизацию мощностей. На всех сибирских заводах продолжается внедрение технологий «сухого» способа производства. На «Искитимцементе» строительство новой линии и общая реконструкция завершатся в 2010 году. Тогда, по оценкам компании, объемы производства приблизятся к отметке 3 млн тонн цемента в год. «Сибирский цемент» планирует ввод пятой печи в Топках. Тогда мощность предприятия увеличится до 3,8 млн тонн цемента. «Сухая» технологическая линия будет построена на заводе в Красноярске к 2009 году, что позволит полностью закрывать потребности края, которые сейчас частично компенсируются поставками из Новосибирска, Кемерова и Иркутской области. А к 2010 году компания собирается возвести завод в Казахстане. Таким образом, результаты совокупного строительства обещают быть впечатляющими — наращивание производства через четыре года до 15 млн тонн цемента в год.

Понятие дефицита цемента на рынке — относительное. Его можно купить всегда, вопрос — по какой цене

Среднесрочные и долгосрочные перспективы развития компаний вполне оптимистичны. Но в следующие два года рост объемов готовой продукции в Сибири составит не более 10–15%. В целом, по прогнозам аналитиков, этого хватит региону, хоть и с натяжкой. Публикуемые прогнозы ценообразования на цементном рынке обещают подъем еще до 20%, но реальное положение вещей может быть более непредсказуемым. Учитывая, что стабилизации в этом вопросе не предвидится, равно так же, как и появления конкурентов, в ближайшее время сибирские игроки будут работать на повышение рентабельности в относительно спокойной обстановке. И только затяжной конфликт между собственниками обеих компаний за право обладания контрольным пакетом акций Ангарского цементного завода, который в августе этого года вновь был потрясен визитом вооруженных людей в камуфляже, как-то подогревает страсти по цементу. Но только на уровне владельцев. На деле борьба никак не отражается на поставках завода в Иркутской области. В остальном рыночная ситуация толкает соперников на взаимовыгодное распределение территорий. По словам генерального директора компании «Искитимцемент» Игоря Мисько, «сегодня спрос вырос так, что нам с Топками нужно хорошо поработать, чтобы элементарно закрыть все потребности в цементе в регионах Сибирского федерального округа. Экономика толкает нас не к конкуренции, а к выстраиванию логистических схем, не мешающих деятельности друг друга. Например, если мы будем возить вагоны в Кемерово, а из Кемерова будут гнать в Новосибирск, транспортное плечо парализует, и отрасль встанет. Что касается значительного увеличения объема импорта, то нам это тоже не грозит. Отчасти территория байкальского региона закрывается китайским цементом. Но везти его глубже в Сибирь необоснованно дорого и технологически, из-за разницы в железнодорожной колее, сложно. Еще пару лет работы, и мы полностью собственными силами закроем рынок, а потом и цены стабилизируются».