Поход в регионы

27 августа 2007, 00:00
  Сибирь

Федеральная сеть бытовой техники «Техносила» пошла в регионы. В Сибири компания в ближайшее время значительно увеличит число своих магазинов. Скупку региональных сетей компания не планирует, считая, что они уйдут с рынка сами.

Роад-шоу «Техносилы», прокатившееся по крупнейшим региональным городам России, до Новосибирска дошло 21 августа. В этот день президент и совладелец компании Вячеслав Зайцев провел встречу в пресс-центре журнала «Эксперт-Сибирь» с журналистами ведущих СМИ. Основная тема разговора — состояние рынка бытовой техники и электроники и перспективы развития компании в сибирских регионах. По словам Надежды Сенюк, директора по связям с общественностью сети «Техносила», в последние два года рынок бытовой техники в России стагнировал. «В первом полугодии 2006 года неожиданно для всех произошла стагнация и даже падение продаж в некоторых товарных категориях, — сообщила она. — В связи с кризисом первой половины года рост рынка, по данным аналитиков «Техносилы», в 2006 году составил порядка 16 процентов против 20–25 процентов 2005 года. Тенденция к замедлению темпов развития рынка сохранится. В текущем году рынок вырастет не более чем на 9–10 процентов. Если объем сегмента ретейла бытовой техники в 2005 году был около 23,7 миллиарда долларов, в 2006 году он достиг 27,45 миллиарда, а к 2008 году лишь немногим превысит 30 миллиардов долларов».

Сибирь в этом плане оказалась в разряде исключений. Потребительский рынок, к примеру, Новосибирской области характеризуется высокими темпами развития розничного товарооборота. По данным департамента развития промышленности и предпринимательства администрации области, за последние четыре года темп увеличения оборота розничной торговли области составил 191,5% (в целом по России 149,8%). Естественно, конкуренция в Сибири оказалась серьезной. Причем основной тенденцией стал приход и активное расширение в регионе федеральных игроков. Достаточно сказать, что сегодня на долю розничной сети «Техносила», по данным компании, приходится 7% рынка бытовой техники и электроники Сибири, 7% рынка города Новосибирска, 21% рынка Томска, 12% рынка Новокузнецка. Крупными игроками помимо «Техносилы» в Сибири считаются «Эльдорадо», «М–Видео» и «Мир».

Приход крупных федеральных игроков в сибирские города сопровождался крупными сделками по объединению местных сетей. К примеру, в прошлом году казанская DOMO объявила о слиянии с новосибирской сетью бытовой техники «Айсберг». В «Техносиле» такие сделки считают вполне естественными. Емкость рынка бытовой техники и электроники Сибирского федерального округа, Новосибирской области и Новосибирска оценивается аналитическим отделом «Техносилы» в 2,3–2,4 млрд долларов, 330–340 млн и 170–175 млн соответственно. В данный момент в регионе работает порядка 150 сетевых магазинов бытовой техники и электроники. «В Сибири сейчас действуют три–четыре федеральных сети, два–четыре крупных местных игрока, ряд компаний из сегмента «отдельно стоящие магазины» и ряд мелких неформатных сетей, имеющих два–три объекта», — отметила Надежда Сенюк.

Основной тенденцией ближайших лет в компании называют ужесточение конкуренции и уход с рынка региональных игроков. В перспективе доля федеральных сетей в Сибири превысит 80% (сейчас 60%).

По словам Вячеслава Зайцева, «Техносила» ведет подготовку к предстоящему переделу рынка. Компания разработала стратегию перехода сети на новый формат. Теперь ее гипермаркеты будут площадью не менее 2 тыс кв. м, а в некоторых случаях достигать 7 тыс. кв. м (по итогам 2006 года показатели выручки с 1 кв. м в гипермаркетах «Техносилы» оказались на 16–19% выше, чем в небольших магазинах сети). «Не соответствующие новому формату магазины будут ликвидированы, — сказал Вячеслав Зайцев. — Это уже происходит в европейской части страны, где компания закрыла четыре магазина. Сибири эта тенденция не коснется, так как все магазины здесь — а их пока восемь — соответствуют новой стратегии».

Говоря о планах компании, Вячеслав Зайцев отметил, что в I полугодии 2007 года «Техносила» инвестировала в расширение сети в Сибири 15,8 млн долларов. «До конца года на эти цели будет потрачено еще восемь миллионов, и компания планирует открыть три–четыре собственных гипермаркета». Кроме того, до конца 2007 года будут открыты еще не менее восьми магазинов по франчайзинговому договору, а к 2009 году в сибирском проекте франчайзинга будет участвовать порядка 50 магазинов.

«В первую очередь это касается Новосибирска. Переговоры с девелоперами уже близятся к концу, и первый новый магазин (в Новосибирске он пока один — Ред.) откроется в октябре текущего года», — сказал совладелец сети. Сумму инвестиций Зайцев обозначил на уровне 500–600 долларов в один квадратный метр площади магазина.

Отвечая на вопрос «Эксперта-Сибирь» по поводу возможной покупки сибирских региональных игроков, президент «Техносилы» заявил, что планы компании останутся неизменными. «Покупка регионального игрока требует больших инвестиций в будущий перевод магазинов под стандарты компании. Подобный опыт у нас уже был в начале существования сети, когда мы приобрели московскую компанию, владельца восьми торговых залов. Сейчас из них работают лишь три», — отметил он.

Источниками инвестиций для экспансии «Техносилы» в регионы станут как собственные средства, так и заимствования на фондовом рынке. В 2006 году компания уже размещала дебютный облигационный заем на сумму 2 млрд рублей, в июне 2007 года выпустила кредитные ноты (Credit Linked Notes). Объем заявок составил 100 млн долларов по ставке купона равной 9,75% годовых. По поводу возможности выхода компании на фондовый рынок в 2008 году Вячеслав Зайцев отметил, что сейчас обсуждаются конкретные инструменты привлечения средств и речь пойдет о сотнях миллионов долларов заимствований. «Рынок бытовой техники в России сейчас привлекателен для западных инвесторов», — отметил он.