Зеленые фениксы

Софья Инкижинова
корреспондент журнала «Эксперт»
17 сентября 2007, 00:00
  Сибирь

Рынок ландшафтного дизайна в Сибири не развит. Большое значение здесь имеет природная цикличность — осенью он умирает, чтобы весной родиться заново. Однако с каждым годом зеленое строительство набирает обороты все быстрее.

Специалисты разделяют понятия ландшафтной архитектуры и ландшафтного дизайна. В первом случае речь идет в основном о красивых зданиях, во втором — о красоте деталей этих зданий и прилегающих к ним территорий. Люди начинают понимать, что мало построить качественное жилье — важно сделать привлекательным место и вокруг него.

В свою очередь, ландшафтный дизайн делится на благоустройство территории и непосредственно сам дизайн. И если поле деятельности благоустроителей, например, ограничивается мощением дорожек и настилом газонов, то дизайнеры создают сугубо авторские композиции. Последних называют мастерами зеленых дел — те же художники, только творят шедевры не на холсте, а на земле.

И нашим, и вашим

На новосибирском рынке ландшафтного дизайна присутствует единственный федеральный игрок, решившийся освоить местный рынок. ООО «Палисад-Новосибирск» намерено максимально приблизиться к потребителю, представив здесь формат садовых центров. Из-за того, что компания долгое время не могла найти подходящую площадку, реализацию проекта пришлось перенести с текущей весны на следующую. По словам генерального директора компании Сергея Шмидта, первая очередь торгово-выставочного комплекса будет сдана весной 2008 года. Общая площадь современного парка составит порядка 1,5 га. «Новосибирские потребители сталкивались с тем, что не могли купить все в одном месте, — говорит он. — Теперь у них будет возможность погулять по саду, приобрести любое понравившееся растение, а также получить квалифицированную консультацию агрономов и дизайнеров». В планах «Палисад-Новосибирск» — открытие розничных точек по всем выездам из города.

Местных «ландшафтников» подобное вторжение не пугает, наоборот, появление таких магазинов сыграет им только на руку. Они очень зависят от торговых точек и сталкиваются с дефицитом специализированных товаров, набором растений. На данный момент ситуация на рынке такова, что не ландшафтные компании указывают свои приоритеты магазинам, а им диктуют, из какого материала выполнять те или иные заказы.

Придя в Новосибирск, компания «Палисад» столкнулась с кадровыми вопросами. Есть рабочие, но нет садовников. Есть увлеченные люди, но нет руководителей выше среднего звена. Действительно, здесь только сейчас начинают обучать этой красивой профессии. Однако выпускников курсов в двух вузах и при Ботаническом саду недостаточно, чтобы рынок начал стремительно развиваться в сторону повышения качества.

«Что касается конкуренции, то участников на рынке ландшафтного дизайна в Новосибирске немного», — констатирует Сергей Шмидт. Среди них он выделяет крупные компании полного цикла и узкопрофильные. Последние, возможно, раньше также пытались предоставлять комплексные услуги, но из-за нехватки специалистов и ярко выраженной сезонности бизнеса, которая не может не отражаться на доходах, сосредоточили свою деятельность на чем-то одном — допустим, только на автоматическом орошении газонов либо разработке малых архитектурных форм — керамики и садовых фигур.

В зимнее время небольшие компании (в среднем численностью персонала около 25–30 человек) не в силах содержать полноценный штат. Кроме того, у ландшафтников существует еще одна особенность: работники переходят из одной компании в другую. В начале сезона, который начинается в апреле и заканчивается в октябре, дизайнеры ищут, кто предложит больше денег за сделанный проект. Соответственно, заканчивается сезон, они уходят, а потом приходят в другую компанию.

Главный архитектор Сибирского центра ландшафтной архитектуры и садово-паркового строительства Михаил Чаплыгин также считает, что рынок беден грамотными специалистами, поэтому «проходят все». Но он, напротив, убежден, что сегодня ландшафтные фирмы «множатся, как грибы после дождя». По его словам, рынок развивается настолько бурно, что любой, у кого хватает смелости заявить, что он ландшафтный дизайнер, немедленно им становится. Другое дело — достаточно ли у него для этого знаний и квалификации.

Отсюда вытекает проблема предоставления потребителям некачественных услуг. Отдельные представители профессии создают великолепные проекты, но при этом неграмотно их реализуют. Но судить заказчикам: кто-то готов отдать за благоустройство участка миллионы, а кто-то пожалеет и 200 тыс. рублей. Скорее всего, во втором варианте исправлять ошибки будет уже другая компания.

Красота по-сибирски

Коттеджных поселков с развитой инфрастуктурой в Новосибирске нет. Существуют поселки с качественным ландшафтным дизайном, но они далеко не новые, и их можно пересчитать по пальцам одной руки. «Большинство застройщиков только анонсируют проекты, но реализованных я не видел, — говорит Шмидт. — Проблема заключается в том, что каждый житель сам по себе — если на отдельном участке все благоустроено, то в целом поселок выглядит хаотично и единого ансамбля не составляет».

Строительные компании не спешат вместе с возведением дома выполнять работы по обустройству ландшафта. Опять же, здесь цена вопроса упирается в дефицит кадров. Держать в штате дизайнеров оказывается слишком накладно. Только в редких случаях застройщики разрабатывают дизайн участка вместе с проектированием дома и пользуются услугами сторонних компаний по благоустройству и озеленению. Гораздо чаще жители коттеджных поселков, когда приобретают дом, сами заботятся о внешнем виде участка.

По мнению Шмидта, к сибирякам лишь сейчас приходит понимание, что построить загородный дом, коттедж или дачу — это лишь начало, а не конечный результат. «Ожидания новоселов будут оправданы, когда вместе с интерьером у них будет выполнено и внешнее благоустройство участка. Однако для последнего, аналогично другим видам строительства, также требуется составление чертежей. Причем обращаться в компании следует не весной, а осенью — тогда реализация проекта возможна в новом сезоне».

Джентльменский набор

Когда пролистываешь журналы с красивыми картинками по садовому дизайну, глаза разбегаются от оригинальных идей, и может показаться, что их читатели предпочитают нечто необычное.

Как бы не так. Клиенты на 90% выбирают природный стиль, без рекламируемого повсеместно авангарда. В стандартный набор композиций, как правило, входят ракарий, альпинарий, ручей, горка, каскад.

«Пару лет назад нам приходилось создавать ландшафт участка в стиле хай-тек, — вспоминает руководитель творческой группы «САД» («Сибирский АгроДизайн») Галина Пупкова. — Стеклянные фигуры, водоем на подиуме с золотой рыбкой, отсыпка из металла, освещенная дорожка с фрагментами из стекла и стеклянными цветами. А в русле ручья мы высадили чертополох и лопух, получилось сочетание несовместимого, это выразило идею гармонии начала жизни (дикие растения) и космического будущего (хай-тек). Но таких, кто заказывает необычное — единицы. В коттеджном саду проводишь не только лето, но все 12 месяцев, поэтому важно, чтобы и в зимнее время там не было скучно».

Единожды задумав общую концепцию сада, клиенты редко меняют ее кардинальным образом. Зачастую люди придерживаются моды на определенные цвета. Например, в этом году, по мнению Галины Пупковой, наиболее популярными оказались красный и белый. «Сибирякам не хватает сочных красок, но с ними нужно работать аккуратно, чтобы они гармонично сочетались друг с другом. Если рассматривать Новосибирск с точки зрения озеленения, то в городе наиболее выигрышно будут смотреться клумбы ярких и торжественных тонов», — считает она.

Впрочем, сложности по созданию и уходу возникают не только с различного рода цветниками, но и с газонами. «Приезжаю к заказчикам, — рассказывает Михаил Чаплыгин, — спрашиваю: почему не стригли газон? А они говорят, что дали ему укорениться, чтобы он подрос. Но секрет в том, что подобного допускать нельзя — подросший газон впоследствии приобретает неровную поверхность. Его следует вовремя косить, поливать, подкармливать. Например, газон поливают через день, а косят через два дня на третий».

Отдельные компании, дабы не запятнать доброе имя, стараются не только создавать эксклюзивные проекты, но и в дальнейшем берут на себя ответственность по уходу за садом. «Отдав миллионы за благоустройство участка на начальном этапе, люди скупятся нанять профессионального агронома, — говорит Пупкова. — Обращаются лишь тогда, когда сад приходит в упадок. Я сразу предупреждаю, что мы будем создавать сад только в случае последующего его обслуживания. В других случаях у жителей поселка может возникнуть негативная реакция, когда на второй год после реализации проекта композиция начинает «вываливаться». И потом они спрашивают друг у друга, чья же это фирма такую «красоту наоборот» натворила».

В среднем стоимость квадратного метра благоустройства, включая проектирование, обходится заказчику около тысячи рублей. Уход требует чуть меньших затрат — ежегодно на поддержание сада нужно затрачивать около 15% от его первоначальной стоимости.

Поселки будущего

Отличительная черта современных коттеджных поселков заключается в том, что даже создаваемые по желанию заказчиков ландшафтные шедевры находятся на их личной территории, которая тщательно оберегается большим забором. И никто, кроме жителей конкретного участка и их ближайшего окружения, не видит сотворенное руками зеленых мастеров.

Специалисты-дизайнеры лишь мечтают, чтобы появился настоящий цивилизованный поселок с местами общего пользования, где «дети и родители дружили бы между собой, праздновали и Новый год, и День святого Валентина, и 8 Марта».

Большинство ландшафтных дизайнеров называют свой рынок «диким» — слишком много на нем компаний, которые работают непрофессионально. Но в ближайшие пару лет развитие зеленого строительства будет совершенствоваться — фирмы станут объединяться в корпорации, а творческие личности захотят работать самостоятельно. Конкуренция страшна лишь тем, кто не зарекомендовал себя.