Не в железобетоне дело

24 сентября 2007, 00:00
  Сибирь

Генеральный директор группы компаний «Евросиб» (Санкт-Петербург) Дмитрий Никитин родился и вырос в Новосибирске. Многие ключевые менеджеры транспортно-логистической компании также являются выходцами из этого города. Новосибирск выбран вторым после Санкт-Петербурга для основания распределительного комплекса не только как центр всех направлений и дорог, но и как место пересечения интересов и перспектив, исторически связанных в компании с этой территорией

— Дмитрий Николаевич, в чем заключается роль новосибирского терминала в структуре транспортно-логистического бизнеса «Евросиба»? Как отразится его появление на грузообороте компании?

— Сегодня грузооборот группы транспортно-логистических компаний «Евросиб» составляет порядка 20 миллионов тонн в год. Расчетный объем новосибирского терминала в сравнении с этой цифрой не очень внушительный. Примерно 400–500 тысяч тонн генеральных грузов и порядка 60–70 тысяч TEU-контейнеров. Но эти показатели нельзя сравнивать между собой. Потому что, занимаясь железнодорожными перевозками, мы обслуживаем, в том числе, грузы и первого, и второго класса (рассыпные строительные грузы, уголь — Ред.). Там грузооборот большой, но на доходности и положении на рынке это прямо не отражается. Строительство терминала в Новосибирске позволяет закрепить позиции не только в перевозках грузов третьего класса, в обработке контейнеризированных грузов, но и создать новую добавочную стоимость услуг.

Безусловно, мы позиционируем наш терминально-логистический центр (ТЛЦ) не просто как место перегруза контейнеров или генеральных грузов. Для нас это также образовательный и кадровый центр, центр формирования логистических знаний. Предполагается, что его основе будут организованы регулярные специализированные конференции, обучение и практика для студентов. Мы надеемся, что наши добрые взаимоотношения со СГУПСом позволят реализовать совместные программы по подготовке кадров. Этот вопрос очень актуален.

Кроме того, мы предполагаем, что на терминале будет развиваться не только железнодорожное, но и автомобильно-грузовое хозяйство. Включая дилерство, продажу и обслуживание грузовиков, предназначенных для магистрального обслуживания компании и внешнего использования. Наша задача — развить все возможные сервисные функции. Особенность ТЛЦ не в том, сколько тонн железобетона уложено в его основание — на создаваемой базе необходимо развивать все остальные виды транспортно-логистических услуг. Это опорная точка, на которую наворачивается достаточно много функций и задач.

— Как историческая связь с Новосибирском помогает в решении стратегических задач?

— Я бы сказал, что много рабочих вопросов решаются посредством исторически сложившихся взаимоотношений. Что касается региональных властей, то было проявлено понимание и оказана поддержка. Я удивился, когда узнал, что в Новосибирске существует такая продуманная концепция развития транспортной отрасли. Существующая в Питере стратегия не настолько благоприятна для инвесторов из транспортно-логистического сектора. В Новосибирске же без проволочек выделяют землю под строительство, помогают решать административные вопросы. Было бы странно, если бы этого не делалось, когда в город приходит такая крупная компания, как «Евросиб».

Но причина проблем находится выше — на государственном уровне. Государство строит долговременные стратегические планы развития транспортного комплекса, но при этом недостаточно инвестирует в отрасль, в подготовку условий для стратегических инвесторов. При этом зачастую компании вынуждают платить огромные деньги за подключение к инфраструктуре. Так, немецкая консалтинговая фирма, которая работает с нами по строительству терминальной сети, оценивает стоимость возведения терминала в России в два раза дороже, чем аналогичного в Германии. Там государство предлагает компаниям уже оснащенную коммуникациями землю в долгосрочную аренду. А у нас 40 процентов стоимости терминала составляет инфраструктура. Новосибирск в этом плане не исключение. Здесь гектар подготовленной земли стоит примерно 1,2–1,5 миллиона долларов. Во столько же он недавно оценивался и в Санкт-Петербурге, теперь его стоимость достигает 5 миллионов долларов. Для сравнения могу сказать, что, например, в Финляндии территория, снабженная коммуникациями для строительства терминала, будет стоит 150 тысяч долларов за один гектар.

Интервью взяла Ирина Кичкайло