Инвестиционно-авиационный кульбит

Спецвыпуск
Москва, 08.10.2007
«Эксперт Сибирь» №37 (179)
Республика Бурятия стала первым в России регионом, транспортную инфраструктуру которого будут развивать иностранные инвесторы. Чиновники республики уверены, что тот, кто выложил 24 миллиона долларов за не самый престижный аэропорт страны, заинтересован в том, чтобы окупить эти вложения

Вконце сентября стало известно о беспрецедентной для российского рынка аэропортов сделке. Первым аэропортом РФ, в который вложили деньги зарубежные инвесторы, стал ОАО «Международный аэропорт Улан-Удэ». 100% акций аэропорта Мухино приобрела австрийская компания Meinl Airports International (MAI) за 24 млн долларов. MAI — дочерняя структура австрийского инвестфонда Meinl European Land, который уже два года вкладывает средства в коммерческую недвижимость России. Создавалась MAI в 2006 году в качестве целевого инвестора аэропортов и сопутствующих структур, действующего в регионах Центральной и Восточной Европы. Однако первым аэропортом, в который австрийцы вложили деньги, стал аэропорт Восточной Сибири.

Минус одна

Появление нового собственника аэропорта решило главную проблему — до этого владельцем аэропорта был альянс из шести авиакомпаний во главе с «КрасЭйр» (Красноярск). При этом «КрасЭйр» одновременно являлась и собственником аэропорта, и авиаперевозчиком, по поводу чего неоднократно высказывала претензии Федеральная антимонопольная служба — аффилированность аэропортов и авиаперевозчиков не допускается действующим законодательством. Нарекания администрации республики были несколько другого рода — за те полтора года, пока аэропорт был в собственности альянса, инвестиций в Бурятии так и не увидели. Авиаперевозчики не были заинтересованы в одиночку вкладывать средства в развитие Мухино, а у главы «КрасЭйр» были другие задачи — лоббирование интересов собственной авиакомпании.

Сейчас аэропорт используется тремя действующими авиакомпаниями — здесь принимают самолеты «КрасЭйр», авиакомпании «Сибирь» и местных «Бурятских авиалиний». При этом ежегодный пассажиропоток не превышает 200–300 тыс. человек в год. Однако правительство республики с изрядной долей оптимизма утверждает, что эту цифру вполне возможно довести до полутора миллионов — особенные надежды возлагают здесь на создание особой туристической зоны и небывалый поток туристов.

Ход конем с опережением

Сумма, в которую обошелся аэропорт австрийцам, многие называют завышенной, однако руководство MAI считает, что компания сделала довольно выгодное приобретение — инвесторы делают ставку на создаваемую на Байкале особую экономическую зону.

«Мы полагаем, что у аэропорта Улан-Удэ есть большие возможности для роста, — считает член правления MAI Нидин Геллес. — Регион идеален с точки зрения развития классического, экспедиционного и специализированного туризма. Все благодаря уникальной природе озера Байкал».

В планах MAI — инвестиции в модернизацию и развитие коммерческой инфраструктуры аэропорта. Заместитель министра промышленности, производственной инфраструктуры и технологий Республики Бурятия Виктор Потипалов уверен, что с приходом иностранных инвесторов аэропорт сможет начать новую жизнь.

Новые собственники еще не представили правительству Бурятии свою инвестиционную программу. Однако замминистра говорит, что никаких разногласий между MAI и правительством Бурятии возникнуть не должно. «Мы создали все условия, построили взлетно-посадочную полосу, установили навигационное и светосигнальное оборудование. По существу, MAI купили только здание аэровокзала (сам аэродром находится в федеральной собственности), и для того чтобы зарабатывать деньги и окупить эту сделку, им наверняка придется развиваться».

Для того чтобы довести аэропорт до стандартов международного, в него потребуется инвестировать как минимум 3,1 млрд рублей — порядка 1,6 млрд потребуется на удлинение полос, оборудования мест стоянки самолетов, приобретение обслуживающей техники. Еще 1,5 млрд понадобится для создание аэропортового комплекса.

Фактор роста региона

Правительство, впрочем, рассчитывает на то, что пассажирское направление будет не единственным. В планах — развитие грузовых авиаперевозок, масштабы которых в последние годы существенно уменьшились.

Когда-то Улан-Удэнский аэропорт был местом дозаправки «Илов», которые летели из Китая — для того чтобы перевезти больше груза, перевозчикам приходилось уменьшать запасы топлива на борту. На дозаправку самолеты садились в Улан-Удэ и только потом летели в центральную часть России. Позже авиаперевозчики пересели на более экономичные «Боинги» и стали летать без дозаправки. Сыграла свою роль и дороговизна топлива для дозаправки — единственный в Улан-Удэнском аэропорту оператор устанавливал высокие цены, а естественной конкуренции мешало отсутствие спроса. Полностью потерял грузовую работу аэропорт в 2005 году, когда из строя вышло светосигнальное оборудование — вместе с возможностью принимать самолеты ночью аэропорт лишился последних грузоперевозчиков.

Виктор Потипалов надеется, что ситуация изменится уже в ближайшее время и без участия иностранного инвестора — в октябре вводится в эксплуатацию новое светосигнальное оборудование, которое позволит аэропорту работать и по ночам, а это станет дополнительным фактором роста.

Объединенными с инвесторами усилиями власти республики намерены добиться включения аэропорта в транспортно-логистический узел, объединяющий воздушные линии, автомобильные и железнодорожные пути. Правительством Бурятии даже была приглашена комиссия Института исследований товародвижения и конъюнктуры оптового рынка, которая рассматривала перспективы создания в Улан-Удэ логистического центра.

В положительном ответе руководство республики не сомневается — Бурятия, по их мнению, имеет предельно выгодное территориальное положение и хорошие транспортные коридоры: Транссиб, ответвления на Монголию, БАМ, а также главные федеральные автодороги. Аэропорт может стать ключевым звеном в этой уникальной с точки зрения глобальной логистики схеме.

С развитием логистического центра в Улан-Удэ станет возможным появление еще одного распределительного узла для товаров, которые поступают из Юго-Восточной Азии и с западного побережья Америки и Канады. Даже если это и не сделает столицу Республики Бурятия транспортным центром, то позволит создать рабочие места и привлечь в регион инвесторов, которые будут развивать промышленность региона.

Как признают в администрации республики, пока никто не просчитывал экономическую выгоду совершившейся сделки. Нет даже ее официального подтверждения — инвесторы пока только собираются представить проект развития (по неофициальной информации, встреча с руководством региона должна состояться в конце октября), не получило правительство и ответа и на направленное гендиректору «КрасЭйр» Борису Абрамовичу письмо с просьбой подтвердить сделку. Тем не менее, правительство Бурятии уверено в благоприятных последствиях, а остальные регионы России могут выстраиваться в очередь, потому что, по заявлению Meinl Airports International, компания не собирается ограничиваться покупкой одного
аэропорта в России.

Новости партнеров

«Эксперт Сибирь»
№37 (179) 8 октября 2007
Рынок недвижимости Омска
Содержание:
Регенерация жилищных тканей

Пока другие регионы ждут бюджетного финансирования, в Омской области решили избавиться от ветхого жилья собственными силами. Справиться с проблемами на практике оказалось сложнее, чем предполагали затейники

Реклама