Сдается место под землей

Ирина Голова
15 октября 2007, 00:00
  Сибирь

Даже с обновлением самых сложных с дорожной точки зрения мест проблема с парковкой в Красноярске не исчезает. Автомобили предлагают увести под землю или разместить на плавающих баржах

Красноярск захлебывается в обилии транспорта. Горожанам все сложнее ездить по улицам, не рассчитанным на такое количество машин. До конца 2007 года на усовершенствование транспортной схемы (расширение улиц и создание новых развязок) будет потрачено 2 млрд 97,6 млн рублей. Какие смелые идеи осуществятся в Красноярске в ближайшее время?

Война на Мира

Сотрудники и посетители 16-этажного комплекса «Метрополь» и Китайского торгового города долгое время использовали площадь Мира как парковку. Но недавно перед въездом на площадь появился знак «Пешеходная зона». Половина водителей поутру просто не заметили новинку, остальные проигнорировали. К вечеру на оккупированной территории появился наряд ГИБДД. Милиционеры штрафовали автолюбителей нещадно, а обитатели зданий выглядывали из окон и делали ставки, кому из них придется платить штраф. На следующее утро история повторилась. Офисные служащие уже намеренно поставили свои машины в пешеходной зоне и объявили красноярской милиции войну за Мира.

Парковка штурмом практикуется в Красноярске давно. Так, стоянка на обочине стала привычным узаконенным нарушением. Сотрудники милиции вывозят на эвакуаторе машины, только если они мешают проезду транспорта или остановке автобуса. Автомобилистов запрещающие знаки не смущают, они прекрасно понимают — все машины не вывезут! А многочисленные офисы и торговые центры в исторической и по совместительству деловой части города провоцируют владельцев авто на парковку под знаком «Стоянка запрещена», потому что поставить машину в центре, соблюдая правила, — невыполнимая миссия.

Среди зданий, которые обязательно имеют культурную или историческую ценность, сложно найти свободный участок земли. Но если он появляется, там вырастает современный офис или магазин. При всей строгости согласования архитектурных проектов (в том числе учитывается наличие парковочных мест), эти объекты свободно проходят проверку по действующим нормативам. Проектировщикам зданий невозможно предъявить претензии.

Посчитали по старинке

Все дело в том, какое количество парковочных мест считать достаточным. Каждый жилой дом, торговый или деловой комплекс проходят согласование в ГИБДД. Начальник отдела дорожного надзора УГИБДД УВД по Красноярску Олег Жданов раскрывает секреты этого процесса. Согласование строительных проектов проходит в соответствии со СНиПами (Строительные нормы и правила), которые были приняты еще в 1982 году. В последующие годы документ получил ряд незначительных изменений. По СНиПу, на 100 квартир дома должно быть 15–30 парковочных мест, на 100 кв. м торговой площади — пять–семь. А прогноз в отношении автотранспорта гласит, что буквально через пару лет автомобиль будет у каждого второго жителя Красноярска.

Сорок надежд

Департамент градостроительства администрации Красноярска определил 40 участков по всему городу, где могли бы разместиться наземные и подземные паркинги. В самой проблемной — центральной части города — на земле дефицит площадей, а под землей пока достаточно свободного пространства. «В следующем году должно начаться строительство трех подземных парковок. У бизнес-центра «Европа», между «Хамелеоном» и Театром оперы и балета, и под площадью 350-летия Красноярска», — говорит начальник департамента градостроительства администрации Красноярска Анатолий Григоренко. Строительство займет около года, каждый многоуровневый паркинг сможет одновременно вместить 300 автомобилей. Пока еще остается вакантным самый крупный участок — под площадью Революции, напротив краевой администрации могла бы разместиться стоянка на 5 тыс. автомобилей.

Желающих инвестировать в строительство многоуровневых паркингов немного. Продавать места на стоянках центральных улиц нельзя, можно только сдавать в аренду. А в этом случае срок окупаемости вложений превышает десять лет. Уменьшить этот период можно за счет повышения цен на стоянках. Уже сейчас среди автовладельцев ходят слухи, что стоимость дневной стоянки на многоуровневом паркинге будет выше платы за ночь на охраняемой площадке где-нибудь на окраине. Красноярцы ежемесячно тратят от 1,5 до 3 тыс. рублей «за присмотр». Готовы ли автомобилисты увеличить расходы на автотранспорт? Не исключено, что многие предпочтут дорогостоящему дневному паркингу бесплатную обочину.

Простор фантазии

В этих революционных для Красноярска проектах автовладельцы видят массу недочетов. К примеру, машину хотелось бы оставить недалеко от места работы или от магазина, в который необходимо зайти. А три подземных паркинга — это слишком мало для центральных улиц. К тому же все они находятся рядом. Вот если бы стоянку протянуть по всему центру! В департаменте градостроительства было и такое предложение — разместить подземный паркинг под улицей Карла Маркса, которая тянется через весь центр. Но по ряду причин хорошая идея пока легла в стол. Во-первых, перегруженный машинами город не выдержит закрытия этой улицы на год для проведения строительных работ. Во-вторых, возникает вопрос: куда деть коммуникации, которые проложены под улицей?

И это не единственная смелая идея. Не исключено, что в Красноярске появятся плавающие парковки. Город разделен на две части руслом Енисея. Может быть, использовать эту особенность? На плавающих баржах можно поставить машины. В департаменте градостроительства говорят, что проект реален, только необходимо разработать конструкцию баржи, при которой автомобили не наносили бы вред окружающей среде. Ни одна капля машинного масла не должна упасть в реку.

Автомобилисты Красноярска на интернет-форумах вынесли свой вердикт парковкам на воде. Они усмотрели опасность не природе, а своим машинам. Зимой сильные испарения от реки будут покрывать стекла автомобилей коркой льда и замораживать замки. А сколько топлива уйдет на прогрев машины? Ведь на берегу реки намного холоднее. Впрочем, летом плавучие парковки могут оказаться востребованными — решили автомобильные знатоки.

Идеи смелые и неиспытанные всегда настораживают множеством недоработок, которые можно устранить только путем проб и ошибок. И потому, наверное, гораздо лучше было бы заботиться о местах для стоянки достаточного количества автомобилей еще на стадии проектирования того или иного нового бизнес-центра или торгового комплекса. Конечно, бизнесменам легко сетовать на несовершенство устаревших СНиПов, но ведь в большинстве случаев старыми правилами прикрывается стремление бизнесменов просто удешевить проект, особо не задумываясь о будущих проблемах автолюбителей.

Впрочем, недостатки строительных нормативов исправляют законы рынка. Строительные фирмы начинают понимать, что наличие парковки повышает стоимость квартир в новых домах, а места на подземной стоянке можно продавать и получать дополнительную прибыль. Владельцы торговых комплексов заметили, что покупатели предпочитают магазины с просторной парковкой. И в Красноярске достаточно доказательств этой истине. Торговые залы «Эвереста» и «Питерского мостика» большим количеством посетителей похвастать не могут, хотя расположены они в центральной, самой доходной части города. А все потому, что около них нет стоянки. В то же время загородные супермаркеты, куда, казалось бы, далеко ехать, недостатка в покупателях не чувствуют. В чистом поле удалось сделать большие парковки. Автомобилисты, отправляясь за покупками, даже не сомневаются — места здесь на всех хватит.