Украина нам поможет

15 октября 2007, 00:00
  Сибирь

Государственное регулирование российского рынка алкогольной продукции не обошло стороной и импортеров. О том, с какими проблемами столкнулись иностранные производители в России, журналу «Эксперт-Сибирь» рассказал председатель совета директоров Nemiroff Холдинг (Украина) Александр Глусь.

— Российский рынок алкоголя в прямом смысле слова тряхнуло в 2006 году. Как удалось пережить эти времена вашей компании?

— Согласен, с 1 января 2006 года наступил тяжелый период для всех производителей в России. Полгода мы работали без возможности импортировать свою продукцию в Российскую Федерацию. Импортную акцизную марку — а мы были первым иностранным предприятием, которое ее получило, — мы увидели лишь в июне.

Акцизную марку нам выдали в центральной акцизной таможне. Потом ее регистрировали в ЕГАИС, получали разрешение на вывоз марки за пределы РФ. Потом вновь регистрация в ЕГАИС. На Украине оформили разрешение на ввоз марки. В общем, волокита растянулась на долгое время, подкосив всех легальных производителей и ударив по нашему бизнесу. Когда первая партия продукции поехала в Россию, вся таможня потренировалась в отработке новой системы: процедура была настолько длительной, что когда мы поставляли в Россию уже третью партию, первая — 10 вагонов — еще проходила таможенные проверки.

— Не было на тот момент желания пересмотреть товарные потоки? Ведь проще было направить их на другие рынки?

— В компании на тот момент были реализованы антикризисные программы, которые позволили сохранить отработанные схемы поставок и всей бизнес-модели в целом. Весь рынок в России тогда упал на 40–45 процентов, мы — на 16. По финансовым результатам удалось выйти на уровень предыдущего года благодаря тому, что переориентировались на более высокодоходную продукцию.

— На ваш взгляд, добилось ли наше государство поставленной цели вывести алкоголь из тени?

— Сейчас ситуация еще хуже. Сергей Степашин — председатель Счетной палаты — признал в России 50 процентов теневого оборота, но на деле этот показатель выше. Почему-то российских брендов продается больше, чем декларируется к производству. Так не бывает.

— В этом плане что происходит на Украине, и применим ли ваш опыт в России?

— На Украине существует ассоциация САВАТ, в ней объединены все алкогольные производители, и протолкнуть подобный закон там нереально. Хотя на Украине ситуация тоже не из легких — все спиртовые заводы в полной государственной монополии. Но чиновники научились с нами советоваться. Мы участвуем в различных круглых столах, совещаниях на уровне министерств и ведомств. Предлагаем свои схемы, наиболее простые для рынка, но не всегда наши предложения бывают применимы. Рынок очень непростой.