Соломенный закон

Рада Державец
15 октября 2007, 00:00
  Сибирь

То, что необходимость туроператорам иметь финансовые гарантии привела к перераспределению рынка, сомнений не вызывает. А вот действительно ли туристы стали более защищенными — еще вопрос

Уже на протяжении четырех с половиной месяцев действуют новые требования к туроператорам, продиктованные изменениями в законе об основах туристической деятельности. Вступив в силу с 1 июня 2007 года, они обязали компании, желающие продолжить туроператорскую деятельность, иметь финансовые гарантии на 500 тыс. рублей для операторов внутреннего туризма, 5 млн рублей — внешнего. Исполнить требования закона можно было либо через приобретение полиса страхования гражданской ответственности, либо сформировав банковскую гарантию. Поскольку лицензия на туроператорскую деятельность была отменена с 1 января 2007 года, компании после приобретения финансового обеспечения включались в единый федеральный реестр, формируемый Ростуризмом.

Изменения, призванные в конечном итоге защитить туриста от неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором своих обязательств, привели к некоторому переделу рынка. Еще более существенные преобразования прогнозируются к 2008 году, когда размер финансового обеспечения для туроператоров по въездному и выездному туризму увеличится до 10 млн рублей и накопится некоторый опыт их сотрудничества со страховыми и банковскими организациями. Сейчас, когда позади первая стадия работы в соответствии с дополненным законом и активная пора отпусков, можно судить о некоторых результатах деятельности по данному направлению.

Между банком и страховщиком

Для оформления финансовых гарантий большая часть туроператоров — около 97% — предпочла приобретение полиса страхования своей ответственности банковской гарантии. Причем в основном это были страховщики, которые до этого уже работали с туристическими компаниями по другим видам страхования — личное страхование туристов, страхование рисков невыезда, багажа, гражданской ответственности туристов и так далее. Это вполне очевидно, ведь проще продолжить отношения со старым партнером, чем искать нового. «Мы выдали финансовое обеспечение более чем 200 туроператорам, из них только порядка 10 процентов до настоящего момента не являлись нашими партнерами», — отметила начальник Управления комплексного страхования в туризме ОСАО «РЕСО-Гарантия» Алла Берсон.

Есть и ряд других причин, определивших выбор туроператоров. Во-первых, Всероссийским союзом страховщиков (ВСС) были разработаны и согласованы с Федеральной службой страхового надзора (ФССН) правила страхования ответственности туроператоров, включающие единый для всех договор. Это обеспечило туристическим компаниям своевременное и гарантированное вхождение в Единый федеральный реестр туроператоров.

Во-вторых, зачастую банки предоставляли невыгодные условия. В большинстве из них помимо уплаты необходимой суммы требовался или залог имущества, или приобретение векселя, или открытие депозита на сумму гарантии. В целом по сравнению со страхованием ответственности туроператоров банковские услуги обходились дороже. По большому счету, сами банки не слишком заинтересовались подобным сотрудничеством. Для них основным источником дохода были и остаются потребительские кредиты. Страховщики же предоставили туроператорам финансовое обеспечение на приемлемых условиях. Взнос по договору составлял от 1 до 5% от размера гарантии. Причем при расчете тарифа учитывалась репутация компании, длительность работы, объем оказанных услуг, отсутствие претензий. «Также немаловажную роль сыграли и другие факторы: наличие филиалов, характеристика перевозок, является ли туроператор заказчиком чартерных авиарейсов, количественный и профессиональный состав сотрудников», — добавляет Алла Берсон.

Третью причину выделила Елена Комлева, директор туристической фирмы «Глобус-тур» (Новосибирск) и председатель Новосибирской Ассоциации Туристских Организаций (НАТО): «Самый большой плюс страхования ответственности заключается в том, что банк осуществит выплату по гарантии только на основании постановления суда. В случае со страховым полисом человек может сначала обратиться к туроператору и в случае отказа от выплаты — в страховую компанию. Естественно, конечной инстанцией остается суд».

У туроператоров, отдавших предпочтение сотрудничеству с банками, также были свои причины. Одна из них — возможность быстрее войти в реестр. Поскольку для региональных филиалов страховых компаний нужно было время на согласование договора с головной структурой, процесс несколько затягивался.

От оператора к агенту

Как до, так и после вступления в силу вышеобозначенных поправок к закону, рынок остался разделенным на туроператоров и турагентов — первые формируют продукты в туристическом бизнесе, вторые продают их, выступая посредниками. Что изменилось, так это соотношение между этими участниками туристического бизнеса.

Дело в том, что ранее насчитывалось достаточно большое число компаний, имеющих лицензию туроператора, но по факту такую деятельность не осуществляющих. Это при введении дополнительных требований определило их переток в ряды турагентств. Как отметила Елена Комлева, «число туроператоров в среднем по России уменьшилось в 2,5 раза, по Сибири — примерно на 30–40 процентов. Но на рынке реально работающих международных операторов эта цифра составила всего около 10–12 процентов». Росту числа «посредников» также послужила отмена лицензирования. Теперь для того чтобы стать туристическим агентством, достаточно просто зарегистрировать юридическое лицо и заключить договор с компанией, чьи туры вы собираетесь продавать.

До вступления в силу изменений в закон о туризме некоторые участники рынка ожидали сокращения числа туроператоров: низкая рентабельность их бизнеса, предполагали они, не позволит сформировать необходимые финансовые гарантии. Однако в действительности подобные опасения не оправдались. Если количество игроков и уменьшилось, это было обусловлено консолидацией компаний. Как таковой зачистки не произошло.

Не безминное поле

Большинство страховщиков положительно оценивают результаты совместной работы с туроператорами по формированию финансовых гарантий. Тем не менее, есть ряд моментов, не позволяющих назвать данную сферу услуг абсолютно беспроблемной.

«При осуществлении страхования ответственности туроператоров всплыло немало пробелов в законодательстве. ВСС, Ростуризм и участники отрасли вынуждены смириться с подобной ситуацией, пока необходимые изменения не будут приняты», — выделяет одну из проблем начальник управления маркетинга, рекламы и PR Страховой Группы «СОГАЗ» Алексей Смертин. Ряд принятых поправок в закон об основах туристической деятельности противоречат нормам Гражданского кодекса. В частности, это касается страхования событий в результате умышленных действий туроператора или турагента: законом предусмотрена ответственность страховщика в этом случае, а Гражданский кодекс ее, напротив, исключает. Это означает следующее: если страховщик согласится оплатить убытки туриста от умышленных действий туроператора, налоговые органы могут не признать платежи страховыми выплатами. Они будут вычтены из чистой прибыли.

Вторая проблема касается самих туроператоров. Многие из них не до конца понимают суть данного вида страхования. Это осложняется еще и отсутствием как таковой страховой культуры в России. «По сложившейся практике оказания услуг в нашей стране, большинство туроператоров не понимают своей ответственности. А если ее за собой не чувствуешь, то за что платить?» — отмечает главный специалист отдела страхования ответственности СК «Согласие» Ирина Перевозникова.

Стоит также остановиться на том моменте, что с отменой лицензирования стало невозможно следить за деятельностью турагентов: сейчас нельзя даже с точностью сказать, сколько их действует на рынке. По сути, вся ответственность теперь находится в руках туроператоров, которые, чтобы себя обезопасить, ужесточили требования к агентам. «Если раньше туроператоры заключали договор абсолютно с любым агентством, которое к ним приходило и имело лицензию, то теперь требуется целый ряд документов. У нас, например, несколько уменьшилась база агентств, которым мы позволяем продавать свои путевки, и это только те, в профессиональном уровне и юридической грамотности которых мы уверены», — делится опытом Елена Комлева. Также открытым остается вопрос, как будут контролироваться туроператоры, не вошедшие в реестр.

Ряд проблем всплыл непосредственно перед 1 июня. Что касается страховщиков, то не у всех была необходимая лицензия на данный вид деятельности. А некоторые туристические компании затруднялись определить, относится их деятельность к туроператорской или турагентской. В целом же, поскольку заключение договоров планировалось задолго до 1 июня, большинству участников рынка удалось принять взвешенные решения.

Прыжки через трамплины

На первой стадии формирования финансовых гарантий особо жесткой конкуренции среди страховщиков не наблюдалось. Большинство игроков подошли к страхованию ответственности туроператоров с необходимой осторожностью, поскольку статистике по подобным страховым случаям взяться было неоткуда. Так как базовые условия сделки были установлены Всероссийским союзом страховщиков, конкуренция развернулась в области тарифов и репутации страховых компаний.

Тем не менее, открытым остается вопрос, насколько требование наличия финансовых гарантий действительно способно изменить ситуацию в области обеспечения туристов. Ведь большинство туроператоров предпочитают не выносить сор из избы, поскольку информация о страховых случаях сначала попадает в ФССН, а потом и в Ростуризм. Тем более что мало кому хочется доводить дело до суда. Таким образом, бытует мнение, что поправки в закон о туризме — лишь дополнительное
обременение для туристических компаний, и финансовые гарантии — не более чем формальность. Даже если целью принятых изменений была зачистка рынка, она коснулась лишь туроператоров. Турагентств же, напротив, стало еще больше, причем контролировать их пока нет возможности.

Несмотря на некоторое недопонимание, взаимоотношения между страховщиками и туристическими компаниями крепнут. По оценке начальника аналитического отдела ОАО «КапиталЪ Страхование» Андрея Бондаренко, «рынок личного страхования туристов демонстрирует стабильное развитие на протяжении всех последних лет. По итогам 2006 года сбор премии по данной линии бизнеса достиг 38 миллионов долларов, в 2007 году ожидается увеличение показателя еще на 14 процентов, до 44 миллионов. Страхование рисков невыезда должно составить по итогам текущего года 14 миллионов долларов. Наконец, совокупный сбор премии по страхованию ответственности туроператоров по итогам года должен превысить 9 миллионов долларов». Опыт сотрудничества основных участников рынка — также немаловажное следствие воплощения в жизнь дополненного закона о туризме.

Как прогнозируют участники страхового рынка, в 2008 году, когда состоится второй этап формирования фингарантий, произойдет еще более значительное перераспределение рынка: число туроператоров будет снижаться, а турагентов — увеличиваться. Развитые страны работают именно по такому принципу.

Что касается страхового сектора, то здесь также могут произойти изменения. Мнением делится директор центра страхования граждан, выезжающих за рубеж, ОАО СК «Русский мир» Гаяне Календжян: «Данный вид страхования, на наш взгляд, будет убыточен для страховых компаний. Поэтому некоторые из них предпочтут отказаться от осуществления страхования ответственности туроператоров, что в свою очередь повлечет отказ от портфеля по страхованию выезжающих за рубеж. Это новый, очень сложный продукт, который, с одной стороны, должен защищать интересы туристов, а с другой — не разорять страховую компанию».

В целом пока о результативности предоставления услуги судить рано — прошло еще совсем немного времени. Только через два-три года, когда будет накоплен значительный опыт и конкурентная борьба между страховщиками обострится, можно будет дать адекватную оценку.

Динамика рынка

В I полугодии 2007 года страховыми компаниями по сделкам в Сибирском федеральном округе было получено премий на сумму 35,3 млрд рублей (из них по обязательному медицинскому страхованию — 17,0 млрд рублей). Это на 18,6% больше, чем за аналогичный период 2006 года. Объем выплат за год возрос несколько больше — на 20,5 процентов с 18,6 до 22,4 млрд рублей.

В целом по России суммарный объем премий за I полугодие 2007 года составил 363,2 млрд рублей, а выплат — 200 млрд рублей. Это больше, чем в 2006 году, на 23,6 и 31,2% соответственно. И в России, и в Сибири основной прирост выплат произошел за счет обязательного страхования автогражданской ответственности — данный вид уже на протяжении длительного периода является убыточным.

Распределение взносов по добровольным видам страхования сохранило прежнюю структуру. Причем особо обращает на себя внимание значительный прирост премий компаний по сделкам в Сибири по страхованию жизни. Они увеличились на 115,4% с 0,43 млрд рублей в I полугодии 2006 года до 0,92 млрд рублей в I полугодии 2007-го. Остается опасение, что дают о себе знать все еще действующие «серые» схемы. Либо же рынок страхования жизни в Сибири действительно выходит на новый уровень. В остальном распределение по различным видам страхования в Сибири и тенденции их развития сходны с общероссийскими.

Сегодня в Сибирском федеральном округе осуществляют свою деятельность 892 страховых компании. Регионы-лидеры по этому показателю — Новосибирская область (123 компании), Омская область (104 компании) и Иркутская область (102 компании).

Ежегодный прирост страхового рынка и Сибири, и России в среднем на 20% свидетельствует о его стабилизации и расширении ассортимента. Хотя о формировании страховой культуры населения говорить еще рано.

Методика расчета показателей

Исследование страхового рынка сибирского региона проводилось аналитической службой журнала «Эксперт-Сибирь» в сентябре 2007 года.

Компании ранжировались по размеру страховых взносов по всем видам страхования в I полугодии 2007 года, без учета обязательного медицинского страхования. В качестве вспомогательных показателей приведены страховые премии по отдельным видам страхования.

В рейтинге представлены 100 крупнейших страховых компаний, включая филиалы инорегиональных страховщиков. Анкеты для участия были разосланы 100 компаниям, на предложенные вопросы ответили 29 страховщиков, источник остальных данных — Агентство страховых новостей (www.insur-info.ru). Все федеральные компании участвуют в рейтинге только в рамках операций, осуществляемых на территории Сибирского федерального округа.