Предназначение для новых мытарей

22 октября 2007, 00:00
  Сибирь

Редакционная статья

ВСибирь пришли сборщики денег. Стараются они не для себя, а для людей искусства, в поте лица сочиняющих все эти бесконечные шлягеры, которые не отпускают нас ни в магазине, ни в кафе, ни даже в маршрутном такси. Пока, к счастью, нелицензионное прослушивание их никак не карается. А вот проигрывание может влететь в копеечку. Все это очень необычно и поэтому неприятно. Но это пройдет.

Наверное, каждый из нас может вспомнить то странное ощущение, которое он испытал, осознав впервые, что уплаченные недавно в законном порядке в казну налоги — это бывшие деньги. То есть заработали-то их вроде вы, а получит кто-то другой. Касается это, кстати, не только предпринимателей, но и вообще работников любого легально оплачиваемого труда. Даже у самого распоследнего курьера в справке 2НДФЛ набегает за год вполне ощутимая, для него, по крайне мере, сумма.

Ведь совсем недавно еще частная компания-работодатель, выплачивающая всю зарплату «в белую», казалась эдакой «белой вороной». А сегодня для знающих себе цену сотрудников это становится едва ли не первым условием для продолжения переговоров о трудоустройстве. Другими словами, буквально на наших глазах происходят некие изменения в сознании, которые позволяют широким массам граждан расставаться с частью своих кровных в пользу государства. Причем практически уже по собственной воле.

Нечто похожее уже в ближайшем будущем предстоит совершить с собственным мозгом и широким массам предприятий, работающих в сфере обслуживания населения. Магазинам, кафе, ресторанам, банкам и даже, вы будете смеяться, таксомоторным компаниям. Поскольку почти все они сегодня (точно так же, как некогда львиная доля налогоплательщиков-частников) ничего не платят за использование музыки в своих залах. И совершенно справедливо негодуют, когда какие-то злые люди пытаются заставить их это делать. Да еще зачастую не беря на себя труд толком объяснить, куда пойдут эти денежки.

Но деваться нам, в общем-то, некуда. И будет достаточно нескольких месяцев настойчивых напоминаний, подкрепленных суровым видом сотрудников правоохранительных органов, нескольких показательно выигранных дел, и предприниматели поймут, что лучше платить понемногу каждый месяц, чем очень много, но сразу и с конфискацией имущества. В конце концов, никто ведь не заставляет крутить в ресторанах и магазинах эти диски, и если это уж так важно для посетителей, посетители за это заплатят. Можно даже на первых порах включать эти сборы в счет отдельной строкой. Дескать, с вас 70 рублей за пиво, 200 — за отбивную, и еще, пожалуйста, «рупь пятьдесят за прослушивание музыкальных композиций».

Многочисленным структурам, которые сегодня кинулись на защиту прав авторов и исполнителей, осталось сделать совсем немного. Убедить широкие массы предпринимательской общественности в серьезности своих намерений. И, что так же немаловажно, заставить поверить, что большая часть собираемых ими средств идет не на содержание их уважаемых организаций, а действительно перечисляется творцам всех этих нетленных произведений, что ежедневно терроризируют наш слух и мозг.

Беря пример с нашего налогового ведомства, можно учредить даже премии образцовых «сбороплательщиков». Их можно раз в год собирать в каком-нибудь музыкальном клубе и благодарными руками братьев Валерия и Константина Меладзе (или каких-то других заслуженных авторов и исполнителей) вручать им что-нибудь на память о не впустую потраченных деньгах. И другие (менее сознательные) предприниматели поймут, что были неправы, и кинутся заключать договоры в уполномоченные уважаемыми владельцами авторских и смежных прав структуры. Которые к тому моменту, надо надеяться, как-то договорятся между собой и перестанут бесконечно подавать друг на друга иски в суд, доказывая недееспособность организации-конкурента.

Только этих поступлений (без учета доходов с продаж собственно дисков) многим музыкантам (если до них что-то действительно дойдет) хватит на то, чтобы обеспечить себе довольно безбедное существование. Ведь жили же когда-то припеваючи корифеи советской эстрады, получая немалые «авторские» с не столь развитого, прямо скажем, советского общепита.