Когда в середине 1960-х годов Анна Ахматова, увидев спичечный коробок с этикеткой, на которой был изображен Александр Блок, и весьма удивившись, предположила, что ее портреты будут наклеены на коробки с ваксой, она, конечно, грустно шутила. Но как показало время, Анна Андреевна верно предчувствовала будущую тенденцию — конечно, ее портрет оказался не на упаковке ваксы, а на почтовых марках, вместе с Цветаевой, Пастернаком и Блоком — на серебряных коллекционных монетах и однажды даже на конфетах, но Серебряный век, действительно, стал предметом всеобщего потребления и превратился в своего рода фетиш. Еще в 1970-х к юбилею Сергея Есенина в продажу поступило мыло «Сергей Есенин» с портретом «последнего поэта деревни» на упаковке! В 1990-е годы вокруг Серебряного века начался настоящий ажиотаж, который окончательно не иссяк и по сей день. Публиковалось «неизвестное» наследие эпохи, выходили в свет книги не издававшихся ранее участников «прекрасной эпохи», которых знали либо по цитатам, либо о них не слышали вовсе, один за другим появлялись сборники мемуаров, переписки, настоящий бум случился вокруг дневников, биографические исследования — добросовестные и не очень — сменяли друг друга. Но возведенный в культ Серебряный век, изысканный и утонченный, оказался привлекательным не только в литературной ипостаси. Его предметам и реалиям стали подражать, а традиции возрождать. И новосибирское кабаре-кафе «Бродячая собака» — не исключение: в начале 2000-х оригинальное арт-кабаре с тем же названием восстановили в Санкт-Петербурге, придав ему музейную достоверность начала века, одноименное литературное кафе открыли в Казани, тему продолжили московский ресторан «Серебряный век», казино «Александр Блок» и опять же возрожденный «Привал комедианта» в Санкт-Петербурге. Тогда же ассортимент алкогольных напитков пополнился серией шампанского «Серебряный век», производства ООО «АгросЭко» и водкой «Есенин», выпущенной рязанским ликеро-водочным заводом. А английская компания Floris возобновила прекратившийся в 1940 году выпуск духов White rose — едва ли не самого модного парфюма Серебряного века, упоминание о котором можно найти в поэтических строчках Марины Цветаевой: «Могу ли не вспоминать я / Тот запах White Rose и чая…». Оживленный интерес к Серебряному веку, видимо, не ослабеет еще долго, причем в совершенно разных сферах — начиная с отдельных фильмов Алексея Учителя и Алексея Германа-младшего и заканчивая вошедшим в моду стилем арт-нуво с его флористическими орнаментами и восточными мотивами.
Эксперт Сибирь №39 (181)
22 октября 2007 - 29 октября 2007 В номере: Тема номера Повестка дня- Новости недели
- Смена дислокации
- На якоре коммерческой недвижимости
- Зоны будут
- Золото изучат швейцарцы
- Выход на самообеспечение
- Большой на троих
- Вера в нумерологию
- Все дело в рынках