Испытание ангельским терпением

Молодые инноваторы учатся искусству продавать проекты. Первая инвестиционная сессия томских бизнес-ангелов показала, что подобных разработок много, но их авторы нуждаются в повышении финансовой грамотности

Зал волновался. Переполненный людьми и бело-синими воздушными шарами, которые казались здесь совершенно неуместным дополнением, он дышал той тревогой, что обычно испытывает студент перед экзаменом. Атмосфера была настолько пронизана этим единственным чувством, что в ее власти оказывался любой, кто переступал порог аудитории. И потому волновались все: и приглашенные участники Х Всесибирского инновационного форума (он состоялся в Томске в середине октября — Ред.), и представители венчурных инвестиционных фондов, которых принято называть бизнес-ангелами, и, разумеется, студенты. Деловая игра, показательное выступление начинающих инновационных бизнесменов или, как было заявлено в программе, инвестиционная сессия, стала завершающим аккордом форума. Хорошей точкой трехдневных прений на тему, как в России можно и должно развивать инновационную экономику. Студенческая сессия безапелляционно подтвердила все постулаты авторитетных гостей и хозяев Томска: инновационные разработки есть, и их великое множество, в Сибири постепенно развивается институт бизнес-ангелов, в ученых кругах формируется представление о том, как необходимо продвигать свой проект, ими уже изучены и применяются на практике правила игры с венчурными инвесторами. Уровень финансовой грамотности обеих сторон необходимо повышать, не откладывая эту задачу в долгий ящик.

За пределами инкубатора

Всех присутствующих в зале сразу предупредили: несмотря на то что бизнес-ангелы и инновационные разработки настоящие, реальных сделок на глазах у изумленной публики заключено не будет. Это учеба и игра (как в одной известной детской песне) для студентов знаменитых томских вузов — Томского государственного университета (ТГУ), Томского университета систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР) и Томского политехнического университета (ТПУ), где давно и успешно работают бизнес-инкубаторы. Молодым людям по учебной программе положено в совершенстве овладеть искусством профессионально продвигать собственные проекты, основанные на научных разработках. Впрочем, и в жизни эти навыки только на пользу будут. А такие инвестиционные сессии, где судьями выступают реальные бизнес-ангелы, оказываются самым сложным и в то же время наиболее эффективным испытанием для будущих или начинающих инновационных менеджеров. Здесь нет теории и нет необходимости наизусть цитировать классиков менеджмента. Нет экзаменационных билетов и снисхождения преподавателя, который и без ответа на вопрос знает, что Петров получит в зачетку оценку «отлично», потому что разбирается в предмете, а Иванов только «хорошо», поскольку присутствовал не на всех занятиях, да и отвечал порой невпопад. На инвестиционной сессии имеют вес только жесткие суждения практиков и только их профессиональный опыт, ценность которого безусловна. За три часа, в течение которых шла сессия, каждый из выступающих побывал за пределами инкубатора.

Учись воевать!

Информационный справочный комплекс с использованием интерактивных сенсорных терминалов, представленный межвузовским студенческим бизнес-инкубатором «Дружба», о разработке которого рассказывал Антон Гожухар, стал одним из проектов-участников. Идея инновации проста — через сенсорные терминалы самообслуживания предоставлять людям необходимую информацию, например, о местонахождении в городе того или иного объекта, режиме его работы, о том, как до него добраться. Для гостей и тех, кто плохо ориентируется в городе, это настоящая находка. В то же время подобная услуга даже в сибирских мегаполисах, мягко говоря, не распространена. Нам хорошо знакомы лишь платежные терминалы. Ориентируемся на местности мы старинным дедовским способом: «язык до Киева доведет». И это обстоятельство, резюмировал исследование рынка Антон, говорит в пользу развития инновационного проекта. Кроме того, в качестве конкурентных преимуществ назывался уникальный дизайн, низкая себестоимость, доступность, высокое качество. Объем требуемых инвестиций 4 млн рублей, и 2,5 года нужно на реализацию, уровень рентабельности проекта — 37,2%. Слайды, графики, экономические расчеты — неподготовленному зрителю выступление показалось «очень даже ничего». По крайней мере, неплохо для студента.

Бизнес-ангелы, увы, окончательно разгромили бы Антона, не вступись за него Александр Уваров, проректор по экономике Томского государственного университета. Главной ошибкой, которую допустил начинающий инновационный менеджер, и на нее обратила внимание вся компетентная комиссия потенциальных инвесторов, — это отсутствие полной информации о рынке. Один из экспертов тут же вспомнил неудачном старте аналогичного проекта двухлетней давности. Тогда одна из томских компаний пыталась внедрить сенсорные терминалы в супермаркетах: электронные помощники предоставляли информацию покупателю о наличии или отсутствии товара в магазине, о том, где он находится и сколько стоит. Подобная услуга оказалась по какой-то причине невостребованной потребителем, и проект провалился. Схватившись за этот неизученный Антоном и компанией разработчиков факт, другой эксперт, Николай Бадулин, генеральный директор инвестиционной компании «Самотлоринвест», заметил: «Прежде чем выйти с проектом к потенциальным инвесторам, вы должны максимально изучить рынок: всех возможных конкурентов, их преимущества и слабые места, неудачный и удачный опыт коллег, их стратегию продвижения товара к потребителю, провести работу по нишевому позиционированию собственного продукта и план по захвату своей ниши. Вы должны быть готовы к настоящей войне. И в своем выступлении эту самую готовность продемонстрировать бизнес-ангелам, тогда уже можно будет говорить о положительном решении».

Татьяна Сокольникова, исполнительный директор межрегионального объединения «Аргумент», проанализировав конкурентные преимущества разработки, пришла к неутешительному выводу — инноваторы пока безоружны. Низкая себестоимость и высокое качество, оригинальный дизайн и уникальность разработки — по ее словам, весьма сомнительные аргументы. Все это достаточно легко и просто воспроизвести рынку буквально в течение двух-трех месяцев, пока проект будет только формироваться как бизнес. К моменту его выхода к потребителю он уже окажется в окружении конкурентов, которые, взяв на вооружение опыт томской компании студентов, будут далеко впереди. «Поработайте еще над проектом», — уже почти по-матерински, смягчив немного тон, заметила Татьяна. А зал не выдержал. «Давайте мы купим у вас парочку комплектов в качестве дружеской поддержки, может, в Нижнем Уренгое товар станет востребован», — прозвучал сочувствующий голос.

Доля в бизнесе

Не менее любопытным на этой инвестиционной сессии оказалось выступление Антона Гафурова, представителя инновационно-технологического бизнес-инкубатора ТГУ. Он предлагал вниманию публики технологии распознавания речи на основе обучаемых нейронных сетей. Иными словами, речь шла о возможности диктовать компьютеру текст, а не набирать его вручную. Разумеется, круг потребителей такой технологии достаточно широк. Это все, кто постоянно пользуется компьютером как печатной машинкой. Объем требуемых инвестиций 10 млн рублей, срок окупаемости проекта два года, в первый год доходы компании не превысят 1 млн рублей, через шесть лет они достигнут отметки в 100 млн. Но, разумеется, в мире уже существуют и активно присутствуют на рынке подобные разработки. Объем международного рынка оценивается в 4,5 млрд долларов, он ежегодно растет на 20–25%. Преимущества томской разработки — максимально высокая точность распознавания слитной речи (95%), несмотря на все существующие дефекты произношения и интонацию, с которой говорит человек. Сейчас, согласно исследованиям, которые представил инвесторам Антон, уровень распознавания не достигает отметки и в 90%. Кроме того, удобство пользования системой и ее обучаемость были названы среди конкурентных преимуществ.

Это выступление аудиторией было принято блестяще. Студенты продемонстрировали знание рынка и собственного товара, понимание стратегии своего поведения в работе с потребителем. Прозвучало даже предложение разработчикам и, в частности, Антону, принять участие в делегации, которая как раз собиралась посетить знаменитую Силиконовую долину и там рассказать о своих изысканиях. Может, они заинтересуют иностранных коллег и инвесторов? «Вы же ищете инвесторов? Не так ли?» — задали вполне резонный вопрос из комиссии. «Да не то чтобы, они у нас уже есть. Нас просто попросил выступить Александр Фавстович, у него спросите зачем…» — прозвучало в ответ, и весь зал вернулся на землю. Только потом, когда стихли последние взрывы хохота, оказалось, что разработка действительно нуждается в инвестициях. Но, уже обладая некоторым багажом практической работы с бизнес-ангелами, который вряд ли можно отнести к числу положительных, Антон просто растерялся и сразу ответил отказом. «Главная проблема заключается в том, что у российских венчурных инвесторов пока не сформировано адекватного представления о том, что такое высокие технологии, — пояснил он свою позицию. — В результате они предлагают неоправданно низкую цену за нашу продукцию, за наш труд. Мы, естественно, не сотрудничаем с такими бизнес-ангелами. Мы изучали рынок и знаем уровень цен, не думаю, что нас можно обмануть». И вопреки прозвучавшему в начале сессии предупреждению, разговор перешел в деловое русло. «А что вы можете предложить инвестору взамен?» — спросили Антона. «Долю в бизнесе», — прозвучало в ответ. «Неплохо», — резюмировала комиссия.

Всего на суд бизнес-ангелов было представлено пять студенческих проектов. У каждого свои недочеты, помарки. Разбор полетов оказался полезным не только для студентов. С государственными и частными венчурными фондами, просто частными инвесторами, проявляющими интерес к инновациям, разработчики — и стар и млад — работать только еще учатся. Впрочем, так же, как и сами ангелы имеют пока минимальный практический опыт. Правила игры и правила общения двух сторон вряд ли сегодня можно назвать устоявшимися, но ощущение, что они формируются — совершенно отчетливое. Студенческая инновационная сессия стала одной из тех площадок, на которой ученые и инвесторы сверили часы.