Отрасль стареющих активов

Несмотря на высокие темпы роста инвестиций в основные фонды химических предприятий Сибири, их недостаточно для воспроизводства материально-технической базы. Как следствие, отрасль нуждается в продуманной сбытовой стратегии

Инвестиции в современное оборудование и передовые технологии служат одним из важнейших инструментов увеличения конкурентоспособности предприятий и повышения эффективности производства. Именно по этим показателям сибирская химическая и нефтехимическая промышленность проигрывает большинству быстрорастущих экономик. Коэффициент обновления основных фондов в среднем за последние годы (2000–2006) не превышает 3–4%. В результате для химической отрасли Сибири характерно масштабное использование физически и морально устаревшего оборудования и производственных мощностей.

Неспешное обновление

Средневзвешенный возраст оборудования сибирского химпрома равен 27,5 годам. Степень износа основных производственных фондов по химическому и нефтехимическому комплексу Сибири в целом составляет около 52%, а оборудования — 64,2%. Для снижения отрицательного влияния изношенного оборудования требуется капитально переоснастить ряд предприятий химического комплекса.

Долгое пребывание ряда игроков химического и нефтехимического рынка в состоянии стагнации во время кризиса
1990-х годов не позволяло производителям аккумулировать достаточно средств для модернизации и строительства дополнительных производственных мощностей. Постепенно данные нефтехимические сегменты вытеснялись импортом. Компенсировать нехватку инвестиционных ресурсов для масштабного технического переоснащения и развития предприятий за счет амортизационных средств не представляется возможным, так как основные фонды и оборудование за долгий период эксплуатации уже самортизированы.

Несмотря на увеличение кредитов коммерческих банков и финансовых групп, объем финансирования инвестиционной деятельности химических предприятий Сибири за счет этого источника остается незначительным — 26,2% от всех вкладываемых средств. Но увеличиваются возможности финансирования инвестиционных проектов за счет прибыли. Если в 2003 году вложения за счет прибыли и амортизации составляли соответственно 47,8% и 52,2%, то в 2006 году уже 57,5% и 42,2% от собственных средств предприятий.

Дефицит инвестиционных ресурсов вызван еще и тем обстоятельством, что банковские кредитные ставки зачастую превышают показатели рентабельности многих предприятий химпрома. Сейчас в условиях ограничений по инвестиционным ресурсам необходимо создание прогрессивных концепций развития бизнеса. При этом необходимы новые менеджерские решения по улучшению доходности химических предприятий.

Концепция развития

Окупаемость инвестпроектов в химической промышленности составляет 6–12 лет. Нефтехимические заводы состоят из множества технологических переделов, отличающихся высокой капиталоемкостью. При создании нефтехимических и газохимических производств возникает вопрос, где в этих цепочках создается максимальная добавленная стоимость? Если инвестиции в отрасль окупаются достаточно длительный период, не рентабельнее ли просто экспортировать сырьевые полупродукты?

В целом при повышении переработки исходного сырья до определенной стадии идет рост добавленной стоимости. К примеру, норма возврата на капитал (отношение чистого дохода к активам) производств ароматических углеводородов составляет порядка 15%, производства мономеров и полимеризационных пластмасс — 15-20%. Включение переделов более глубокой переработки этих пластмасс (к примеру, производство готовых штамповочных изделий на экструдерах) может привести к росту рентабельности до 30%.

При этом анализ различий числа переделов предприятий, производящих органические полупродукты, синтетические смолы, пластмассы и каучуки, показывает, что самые рентабельные нефтехимические предприятия сочетают в своем составе наибольшее количество технологических переделов. В ходе анализа нефтехимического сектора России (небольшое количество однотипных предприятий СФО не позволяет провести аналогичный анализ для Сибири) было выявлено, что количество технологических переделов значимо и положительно коррелирует с инегративным показателем эффективности предприятий. При этом анализ предприятий выборки показал, что наиболее эффективны те предприятия, которые специализируются на выпуске одного продукта или ряда полупродуктов одного технологического процесса. Это в свою очередь объясняется эффектом масштаба, который вынуждает производителя создавать огромные мощности (см. «Пластмассовый эффект», «Э-С» №19(161) за 21–27 мая 2007 г.), что и предопределяет сильную концентрацию производства в определенных нефтехимических сегментах. То есть более сложные нефтехимические заводы с большим количеством переделов, но сконцентрированные на выпуске узкого набора нефтехимических продуктов глубокой степени переработки, демонстрируют более высокую экономическую эффективность.

На данный момент основная часть — 70% — инвестиций по сибирскому округу направляется в производство полимеризационных пластмасс. Огромный спрос и быстрорастущий рынок на полипропилен, полиэтилен, полистирол, поливинилхлорид, полиэтилентерефталат на данный момент может «переварить» любые экономические риски и ошибки инвестирования.

В концентрации — сила

Основная ошибка — когда отечественные инвесторы рассматривают инвестиционные решения с точки зрения быстрой окупаемости. Но в тоже время наиболее прогрессивные с экономической точки зрения проекты — глубокой переработки исходного сырья, включающие большое количество переделов, в свою очередь, требуют огромных первоначальных капиталовложений. Зарубежная производственно-инвестиционная практика зачастую основывается на альтернативной стратегии — стратегии эшелонирования инвестиционных проектов во времени для постепенного развития передовых производств. Для начала инвестор концентрируется на базовых полупродуктах нефтехимии. Когда у предприятий появятся деньги, они будут готовы вкладывать в строительство более глубоких переделов для повышении отдачи. Существует ряд рентабельных «универсальных» нефтехимических направлений для развития. Предприятия, выпускающие многопрофильную продукцию, получающие частичную экономию на масштабе на стадии производства универсального полупродукта, должны максимизировать мощности, а дальнейшая переработка уже может быть диверсифицирована так, чтобы снизить риски превышения потребности в конечном продукте для определенного сегмента рынка.

Существует ряд полупродуктов органического синтеза, которые не имеют жесткой привязки к производству конечного товара. Производства полупродуктов органической химии (низших олефинов, ароматических углеводородов, С4-углеводородов, метанола) менее подвержены изменениям рыночной конъюнктуры, так как в случае возникновения спросовых ограничений на производные химические товары или полупродукты, могут быть использованы для производства широкого спектра альтернативной продукции. Модульная система производства позволяет увеличить объем выпуска полупродуктов, извлекая экономический эффект из масштаба и накопленного опыта, при этом позволяя сохранять неоднородность конечной продукции.

В газохимии при производстве азотных удобрений эффект масштаба может быть использован на стадии производства синтетического аммиака. В дальнейшем производство может быть диверсифицировано в широкий спектр азотных и смешанных удобрений (карбамид, аммиачная селитра, аммофос, нитроаммофоска, азопреципитат). К примеру, ограничения, введенные многими странами на импорт аммиачной селитры, вынудили сократить производство данного продукта в пользу более универсального полупродукта — синтетического аммиака. Крупное предприятие, производящее дифференцированную продукцию, сильно тем, что раскладывает постоянные издержки по разным продуктам в случае падения спроса и снижения цены на определенную группу товаров.

Несмотря на очевидное превосходство стратегии концентрации, однозначно следовать данному направлению нельзя. Даже если предприятие специализируется на выпуске небольшого количества продуктов, у каждого продукта есть свой цикл жизни (или период, когда его доходность постепенно снижается, поэтому товарная диверсификация (выпуск разных продуктов или полупродуктов) позволяет застраховаться от полного провала, так как одновременно все товары не могут попасть в полосу спада. Преимущество товарной диверсификации в том, что оно помогает избежать убытков, связанных с циклом жизни продукта, но в то же время может подорвать конкурентные преимущества.

Выбор стратегии сбыта

Зачастую при выборе стратегии сбыта продукции производителю приходиться сравнивать два основных противоположных подхода, сопоставляя ту часть прибыли, которой лишается поставщик продукции при прямых продажах оптовику, и те затраты, которые может понести предприятие при создании и обслуживании собственной или контролируемой сети сбыта (затрат на маркетинг и материально-техническое снабжение). При этом эффект от продаж оптовикам также может быть дополнен эффектом от ускорения оборачиваемости оборотных средств. В частности, при анализе нефтехимического сектора большему количеству потребителей соответствует большая рентабельность предприятия.

Если прямые продажи осуществляются только оптовыми партиями, то это является неконтролируемой дистрибуцией, то есть предприятие не контролирует ситуацию на рынке. С одной стороны, не подтверждается теория об экономии на условно-постоянных издержках, обусловленная эффектом масштаба от обслуживания крупных потребителей. Это связано с тем, что потребители, закупающие нефтехимическую продукцию оптом, зачастую являются независимыми трейдерами. Они развивают свою сеть сбыта, благодаря которой добиваются существенного охвата рынка, и начинают продавать товары производителя с большой наценкой. Таким образом, предприятие-производитель, реализующее продукцию через прямые продажи, может столкнуться с серьезными проблемами. Крупный трейдер или несколько трейдеров получат возможность диктовать свои условия по поставкам, ценам, объемам. В противоположность этому использование контролируемой дилерской сети позволяет в итоге охватывать больший объем рынка продукции, минимизировать затраты, лучше контролировать продажи.

Диверсификация сбыта подразумевает реализацию товаров и услуг большему количеству потребителей. При сравнении средних показателей косвенно подтверждена гипотеза о большей эффективности стратегии диверсификации сбыта среди большего количества потребителей. Более 2/3 продукции используется крупными потребителями, поэтому для сравнения были отобраны только те, которые закупают более 5% продукции. Анализируемый фактор, значение которого значимо различалось по трем группам предприятий, объединил в себе суммарное количество крупных потребителей. Анализ средних значений самой эффективной группы предприятий Сибири показал, что количество крупных потребителей самой данной группы в среднем в 1,3 и 1,5 раза больше, чем в группах со средней и низкой эффективностью, что говорит о потенциальной возможности зарабатывать более высокую прибыль диверсифицируя сбыт по потребителям.

Исходя из вышеизложенного, важнейшими направлениями повышения конкурентоспособности продукции химического и нефтехимического комплекса является, с одной стороны, использование стратегии эшелонирования инвестиционных проектов во времени и, во-вторых, концентрация, а также создание контролируемых и собственных сетей сбыта.