Правозащитники основной причиной уголовных преследований считают пробелы в российском законодательстве. Бизнесмены видят в них очередную попытку правоохранительных органов контролировать бизнес. И те, и другие находят возбужденные уголовные дела незаконными и намерены продолжать борьбу. Представители 91 предприятия обратились к Президенту РФ Владимиру Путину с просьбой защитить химическую отрасль. О «деле химиков» рассказывает адвокат Евгений Черноусов, представляющий интересы химиков во всех судах России.
— В чем обвиняются руководители химических предприятий?
— В незаконном обороте сильнодействующих веществ, хотя такого понятия — «сильнодействующее вещество» — в российском законодательстве не существует. В международной практике есть понятия «наркотики» или «психотропные вещества». Можно встать на позицию законодателей, еще в советское время установивших, что такое сильнодействующие вещества. Но тогда скажите нам, населению России, что это такое, как это определить, чтобы не попасть под уголовную ответственность? Как человеку обезопасить себя, исключить возможность преступления?
— Какие легальные, на ваш взгляд, вещества являются уголовно преследуемыми, и используются ли они на самом деле в процессе производства наркотических средств?
— Это растворители, применяемые в разных технологических процессах, а также в быту, — толуол, ацетон и этиловый эфир. При изготовлении наркотиков они могут использоваться на одной из стадий производства. Они являются в данном случае прекурсорами. Вода тоже является классическим прекурсором, но, к счастью, пока нет никакой ответственности за ее использование. Парадокс в том, что не изъято ни одного грамма наркотиков или психотропных веществ, но только в Новосибирске возбуждено четыре уголовных дела по отношению к руководителям химических предприятий.
— «Дело химиков» близко к завершению, или будут новые преследования?
— Буквально несколько дней назад был принят федеральный закон о внесении изменений в статью 234 УК РФ. Когда закон вступит в силу, толуол, ацетон и этиловый эфир будут приравнены почти к наркотикам. Мало того что возбужденные ранее уголовные дела будут подведены под законодательную базу, мы не исключаем, что появятся новые основания для того, чтобы «дело химиков» не прекратилось.