Цена бизнеса

19 ноября 2007, 00:00
  Сибирь

«В Сибири спрос на оценку бизнеса ниже, чем в России, в связи с недопониманием ее роли как в управленческом процессе, так и при принятии решений о сделках», — утверждает генеральный директор ООО «Траст-аудит» (Красноярск) Александр Лукин. Он выразил свое мнение по поводу особенностей и перспектив развития данной услуги

— Оцените спрос на услуги оценки бизнеса и его динамику в Сибири по сравнению с другими регионами.

— За Уралом оценка бизнеса всегда будет востребована сильнее, чем в Сибири. Там в первую очередь более продвинутые компании, больше фирм с иностранным участием. А здесь все стараются избежать тех услуг, от которых, как правило, мало выгоды.

В целом на российском рынке доля оценки бизнеса среди всех оценочных услуг вряд ли превышает 10 процентов. Причем, по нашим представлениям, в Сибири она составляет порядка 5–7, а в европейской части — 12–15 процентов.

Трудно оценить, как изменился спрос за последнее время, но положительные подвижки в сторону увеличения точно есть. Еще два-три года назад оценки бизнеса как таковой практически не было. Сейчас за счет массовой приватизации государственных и муниципальных пакетов акций востребованность услуги растет. Хотя, конечно, больше в этом процессе участвуют европейские компании. Поэтому там доля оценки бизнеса будет расти темпами значительно более высокими, чем на сибирском рынке.

— В каких еще случаях, помимо приватизации, требуется оценка бизнеса?

— В соответствии с гражданским законодательством тот, кто намерен приобрести более 30 процентов акций компании, должен предложить остальным акционерам продать их доли. Если речь идет о 95 процентах, он уже обязан выкупить оставшиеся пакеты акций, а владельцы обязаны их продать. В связи с этим обе стороны заинтересованы в том, чтобы имела место оценка стоимости всего бизнеса или его части.

Также необходимость такой процедуры возникает при реорганизации, когда права собственности переходят от одного акционера другому. В данном случае она требуется, только если нет котировки этих акций на бирже — в случае ЗАО или ООО.

Сейчас оценка бизнеса наиболее распространена при приватизации. Однако этот бум пройдет после 2008 года — потом уже будут продавать остатки. Тогда на первые позиции выйдет оценка в связи с приобретением миноритарных пакетов акций. Я также очень надеюсь, что со временем поднимется сознательность участников рынка, и тогда оценка как инструмент управленческого учета наконец-то встанет на свое место.

— Какие сложности в оценке бизнеса существуют?

— Они главным образом связаны с отсутствием информации: о сделках с аналогами, об адекватных показателях самих компаний. Допустим, при оценке арестованного имущества безумно трудно найти документы финансовой отчетности. Не говоря уже о расшифровках активов. Ведь обязательно нужно отдельно учитывать те активы, которые не участвуют в процессе, а вычленить их зачастую чрезвычайно трудно: не всегда и не все заинтересованы в предоставлении полной информации.

Вторая проблема касается готовности адекватно оплачивать данные услуги.

— Какие существуют методы оценки бизнеса и какие из них чаще используются?

— Методы оценки бизнеса стандартны — затратный, основанный на стоимости активов, которые могут быть реализованы, сравнительный, опирающийся на объективную информацию о продаже похожих по параметрам предприятий, и доходный, подразумевающий расчет будущих доходов. По поводу того, какой из них применять, есть две точки зрения. Одна из них — Росимущества, которое говорит, что использовать надо все три подхода, другая — современных крупных оценочных компаний. По их мнению, адекватен только доходный метод. И это совершенно правильно, ведь если актив не приносит прибыли, значит, он ничего не стоит.

Интервью взяла Рада Державец