Китайско-сибирский излом

В Новосибирске состоялась пятая Российско-китайская конференция «Региональное развитие и сотрудничество Сибири, Дальнего Востока и северо-востока Китая»

Первый день конференции, организованной Институтом экономики и организации промышленного производства СО РАН, прошел в Доме ученых, где собрались представители российской и китайской науки, федеральных и региональных властей по обеспечению международного экономического взаимодействия, не остались в стороне и представители бизнеса как с российской, так и с китайской стороны.

Старые песни о главном

Открылась конференция выступлением директора Института Дальнего Востока РАН академика Михаила Титаренко. Россия — евразийская держава, напомнил он, следовательно, сотрудничество должно развиваться с западными и восточными странами. Сейчас российский рынок ориентирован на Запад. Но в будущем все это может вылиться в огромные проблемы для России: мы станем «жертвами собственной недальновидности», как выразился Титаренко, заметив, что уже сейчас Польша и Прибалтика шантажируют Россию — многочисленные каналы экспорта проходят по их территории.

Как отмечалось на конференции, во многом развитию инфраструктуры (дорог, гостиниц) Сибири и Дальнего Востока следует поучиться у китайских коллег. Существуют еще и психологические барьеры — «ужастики о китайской экспансии», как назвал их Михаил Титаренко, в то время как следует реально смотреть на изменения, происходящие в Китае.

Президент Хэйлунцзянской Академии общественных наук, профессор Цэй Вэй будто в ответ выделил несколько направлений, по которым в первую очередь должно происходить взаимодействие России и Китая: развивать новые авиалинии между востоком России и северо-востоком Китая; увеличить пропускную способность российских железных дорог. Сейчас это достаточно крупная помеха для торговли. Один из главных проектов сегодня — строительство моста через Амур. Необходимо активно сотрудничать в сфере приграничной торговли — для этого создать свободную предпринимательскую зону на приграничной территории Приморского края, где будут обеспечены комфортные условия для торговли, в частности, упрощена процедура прохождения границы для грузов и граждан, установлена нулевая провозная пошлина. Нужно начать совместное возведение жилого строительства на северо-востоке Китая и востоке России, главная проблема в этой сфере — отсутствие масштабных инвестиций, а также — взаимодействовать в сфере сельского хозяйства и оптимизировать общую обстановку для развития российско-китайского сотрудничества в целом.

Вице-губернатор Новосибирской области Владимир Никонов сообщил, каких показателей достиг регион в транспортной сфере. Из-за выгодного географического положения доля транспортных услуг во внутреннем региональном продукте значительна — 12,1%. Однако, по словам вице-губернатора, использовать это положение можно еще эффективнее — необходимо повышать привлекательность сервиса, активнее использовать аэропорты, автодороги Сибири для международной торговли, развивать крупный промышленно-логистический комплекс. Директор Института экономики и организации промышленного производства СО РАН академик Валерий Кулешов сделал акцент на строительной отрасли в Сибири, которая в ближайшие годы потребует привлечения иностранных специалистов, в том числе из Китая.

По словам научного руководителя Института нефтегазовой геологии и геофизики Алексея Конторовича, едва ли не ведущую роль в поставках на мировой рынок нефти и газа, тем более в страны АТР, будут играть Сибирь и Дальний Восток. Существует несколько факторов, которые «тормозят» проекты, например, отсутствие контрактов на будущие поставки продуктов нефтегазовой и иных отраслей, в которых заинтересована китайская сторона.

Вице-президент Хэйлунцзянской академии общественных наук профессор Чжан Синьин начал доклад с известной цитаты Ломоносова (в течение всей конференции китайцы упомянут о могуществе России не один раз) и посвятил его напутствию региональным властям. Для эффективного сотрудничества, по его мнению, необходимо подготовить квалифицированных специалистов-международников, законодательную базу в области налогообложения, денежного обращения и таможенного права, а также стимулировать контроль государства над процессом экономического взаимодействия с Китаем.

Президент правления Харбинской нефтехимической компании Лун Жунь Хань Цзе продолжил тему строительства и предложил перспективы сотрудничества — можно вместе производить битум, строить дороги, жилые дома. Корпорация имеет многолетний опыт строительства дорог с использованием битума, возможно, это помогло бы решить одну из проблем Сибири.

В своем докладе директор НИИ товарного оборота при Хэйлунцзянском политехническом институте Ван Яньцин предлагал пути разрешения проблем сообщения России и Китая. На российско-китайской границе протяженностью около 1,5 тыс. км находится лишь пять пропускных пунктов, работающих продолжительное время на пределе своих возможностей. Отсутствие полноценных логистических центров на границе наших стран, подчеркнул Ван Яньцин, тормозит торговлю и развитие приграничных регионов в целом. К основным проблемам функционирования пунктов пропуска, по мнению первого заместителя Сибирского таможенного управления по таможенному контролю Константина Винса, относятся: отсутствие синхронизации технологических перерывов — неодновременное проведение перерывов в работе российского пункта пропуска и сопредельного китайского нарушает равномерность перемещения транспортных средств, что в свою очередь, порождает очереди в пункте пропуска. Сюда же входят: особенность организации предварительного информирования о грузах и транспортных средствах, пересекающих границу, как со стороны России, так и со стороны Китая; качество заполнения товарно-транспортных документов — сопроводительные документы, предоставляемые перевозчиками российским таможенным органам, заполнены от руки и качество их заполнения не позволяет полностью и верно интерпретировать информацию; а также обмен данными и создание справочников о таможенной цене товаров.

Директор института по исследованиям приграничных районов Хэйлунцзяна Ли Цзиньбо предложил усовершенствовать зоны приграничной торговли, обустроив их не просто рынками, но и складами. Подобный обмен товарами позволит исключить стихийную и, главное, неконтролируемую торговлю на границе государств. При этом особую важность составляет выработанное и утвержденное обеими сторонами законодательство о российско-китайской торговле.

За Сибирью китайцы по-прежнему признают наличие огромного пласта научных знаний, которые в большинстве случаев пока не реализованы на практике — теория опережает практику, как молния опережает гром. Председатель Президиума СО РАН академик Николай Добрецов отметил, что научно-техническое и инновационное сотрудничество между сторонами развито слабо. Заместитель директора Института экономических исследований ДВО РАН Сергей Леонов назвал Китай сверхдержавой, преследующей на мировом рынке исключительно свои интересы и искривляющей пространство вокруг себя.

Разговор о деталях

Второй день конференции был посвящен более детальной проработке вопросов, заявленных на пленарном заседании. Работа велась в двух секциях: «Институциональные, законодательные и инфраструктурные условия сотрудничества российских и китайских регионов» и «Проблемы и перспективы инновационного сотрудничества и взаимодействия основных секторов экономики восточных регионов России и северо-востока Китая». Работы второго дня прельщали наглядностью. Кстати, даже по презентациям сразу было заметно различие культур. Слайды наших докладчиков были информативными, но выполненными в строгой научной стилистике. Гости из Китая, напротив, иллюстрировали свои мысли картинками.

Неоднократно упоминалось, что единого законодательства, регулирующего отношения России и Китая в разных сферах, не существует. Главными вопросами, так или иначе затронутыми всеми участниками конференции, стали торговля, логистика и развитие экономического сотрудничества. Особое внимание уделялось вопросам о гражданах КНР, занимающихся трудовой деятельностью в РФ, попросту — гастарбайтерам. По данным Федеральной миграционной службы по Новосибирской области, за последние годы количество иностранных граждан, въезжающих на территорию РФ ежегодно увеличивается на 10–15%, из них на 8% — китайцев. Отдельным вопросом было выделено строительство технопарка в Академгородке. Этот проект интересовал китайцев с точки зрения его инвестиционной привлекательности.