Синдром автопрома

Артем Попов
24 декабря 2007, 00:00
  Сибирь

Текущие тренды российского авторынка говорят о том, что иностранные капиталы и технологии — единственный вариант сохранения отечественной автомобильной промышленности. Останется ли она в полной мере отечественной — вопрос совершенно иного порядка

Вначале декабря в Тольятти прошло несколько заседаний совета директоров ОАО «АВТОВАЗ», посвященных вопросам реорганизации структуры акционерного общества. Конечной целью процедуры ликвидации взаимного владения между ОАО «АВТОВАЗ» и его дочерними компаниями является создание прозрачной структуры собственности и повышения инвестиционной привлекательности производителя. По планам совета директоров, к концу февраля 2008 года в руках ФГУП «Рособоронэкспорт» и Troika Capital Partners будет сосредоточено 75%+1 акция автопроизводителя, остальные 25% распределятся между миноритариями. Эти изменения снимут в первую очередь юридические препятствия для вхождения в число собственников «АвтоВАЗа» стратегического инвестора, который также буквально на днях определился: владельцем 25% акций «АвтоВАЗа» станет компания Renault. Аналитики оценивают стоимость пакета на уровне рыночной — порядка 1,4 млрд долларов, точная стоимость сделки будет названа к концу февраля, после ее завершения.

Входя в «АвтоВАЗ», Renault планирует обновление и расширение модельного ряда, развитие марки Lada на платформе Renault, сборку моторов и коробок передач из иностранных автокомпонентов, в будущем — производство марок Renault и Nissan.

Далее Рособоронэкспорт и Troika Capital Partners планируют продать еще 25% акций одной из крупных металлургических компаний, в числе потенциальных покупателей специалисты выделяют ММК, «Северсталь» и «Металлоинвест». После этих процедур Рособоронэкспорт сохранит за собой только блокирующий (25% +1) пакет акций.

Кроме того, советом директоров волжского автогиганта решено создать на базе предприятия дилерский холдинг, который должен консолидировать 78 дочерних сервисно-сбытовых предприятий в России, 34 торговых представительства за рубежом и две страховые компании, которые сегодня действуют разрозненно и малоэффективно.

Производство в России

Абсолютно очевидно, что российский автопром все больше становится иностранным. Самый свежий и крупный пример приведен выше. Не менее очевидно, что движение верное — давно пора было признать, что легковые автомобили мы делать не умеем и никогда не научимся. Так пусть их выпускают те, у кого это получается лучше, только на наших площадках — плюсы опять же очевидны для всех категорий.

В первом полугодии 2007 года на территории РФ произведено более 600 тыс. легковых автомобилей; прирост по сравнению с аналогичным периодом 2006 года составляет более 9%, однако его (как и в 2006 году) обеспечили иностранные производства, а заводы, выпускающие машины только под российскими брендами, демонстрируют устойчивое снижение производственных показателей.

Русские марки

Так, ОАО «ГАЗ» продолжает сокращать производство автомобилей семейства «Волга»: с января по июнь 2007 года с конвейера в Нижнем Новгороде сошло около 18 тыс. автомобилей, а за аналогичный период 2006 года — 23,8 тыс. ОАО «ИЖ-Авто» за 10 месяцев 2007 года выпустило 68,4 тыс. автомобилей (рост 24%), однако более 60% продукции под лейблом Kia. Производство собственных легковых автомобилей «ИЖ» и «шестерки» «Жигулей» прекращено полностью, в линейке остался только популярный среди дачников и таксистов универсал ВАЗ-2104, а так же фургоны ИЖ-27175.

К 2012 году отрицательная динамика объемов производства автомашин российских марок и тренд бурного роста объемов иностранных производств дадут картину, которая отобразит полное превосходство отечественных иномарок над российскими брендами

Ульяновский завод свернул производство различных модификаций классических «козлов», оставив в линейке только две модели: Hunter и Patriot. С апреля 2007 года неуклонно падающие показатели продаж марки «Ока» производства Серпуховского автомобильного завода (ОАО «СеАЗ»), заставили руководство прекратить выпуск этих автомобилей с двигателями ВАЗ-1113 и полностью перейти на производство модели СеАЗ-11116 с китайским двигателем и коробкой передач. ЗАО «РосЛада» (Сызрань) из-за введения Euro-2 еще в 2006 году прекратило сборку «Лады Девятки» из машинокомплектов «АвтоВАЗа», а после и вовсе перестало существовать как автомобильное предприятие. Завод микролитражных автомобилей (ОАО «ЗМА») в Набережных Челнах также в середине 2006 года полностью прекратил выпуск «Оки», начав сборку корейских внедорожников SsangYong и итальянских седанов Fiat Albea.

Даже с конвейера «АвтоВАЗа» по итогам первого полугодия 2007 года сошло 350 тыс. автомобилей против 363 тыс. в январе–июне 2006 года.

Иностранные бренды

Причиной — неважно, смены ли модельного ряда или полного изменения стратегии развития — является продолжающаяся экспансия иномарок. Спрос на автомобили нижнего и среднего ценовых сегментов стабилен и высок, что стимулирует открытие на территории РФ новых и новых автосборочных предприятий и наращивание темпов производства уже существующих.

 pic_text1 Фото: Ася Вострикова
Фото: Ася Вострикова

За шесть месяцев нынешнего года завод «Форд Мотор Компани» во Всеволожске произвел 37,6 тыс. Ford Focus, что на треть больше, чем в январе–июне 2006 года. Более чем четырехкратное увеличение объемов производства продемонстрировало ЗАО «Автотор» в Калининграде: за шесть месяцев ворота предприятия покинуло 41,7 тыс. машин марок BMW, Kia, Chevrolet и Hummer. Достигшее проектных мощностей московское предприятие «Автофрамос», принадлежащее компании Renault, добилось по итогам 2006 года четырехкратного увеличения объемов производства (48,6 тыс.) Renault Logan.

Сегодня на территории Российской Федерации действуют девять совместных предприятий (СП) различного масштаба. В ближайшие месяцы начнется серийное производство автомобилей на заводе японского автогиганта Toyota Motor Corporation под Санкт-Петербургом. Его производственная мощность составит 50 тыс. автомобилей. Также на различных стадиях оформления и строительства находятся проекты по созданию СП для выпуска автомобилей Volkswagen, Nissan, Suzuki. Близки к принятию аналогичных решений Hyundai Motors Company и Mitsubishi Motors Corp. Корейская компания сейчас рассматривает в качестве площадки 10 регионов, а японская склоняется к Ленинградской области.

Поскольку в рамках постановления правительства «О промышленной сборке» заводы должны выпускать не менее 25 тыс. машин в год, а ввозимые ими в Россию комплектующие не облагаются пошлиной, можно предположить, что в 2008–2009 годах начнет работать основная часть строящихся сегодня иностранных предприятий, а производственные показатели уже действующих превысят годовую отметку в 500 тыс. иномарок. Запущенные производства к 2010–2011 годам достигнут проектных мощностей, что позволит к тому времени превысить объемы годового производства в 1 млн штук иномарок. Таким образом, к 2012 году отрицательная динамика объемов производства автомашин российских марок и пересекающийся с ней тренд бурного роста объемов иностранных производств на территории РФ дадут картину, которая отобразит полное превосходство отечественных иномарок над российскими брендами.

Продажи

Еще более удручающая для российских марок ситуация на дилерском рынке, где объемы их реализации сокращаются гораздо более быстрыми темпами. По итогам первых шести месяцев 2007 года в России реализовано 1,06 млн новых легковых автомобилей, из которых всего 335 тыс. — отечественные (на 18% меньше, чем в первом полугодии 2006 года). Наиболее сильно сократились объемы реализации складских остатков уже не выпускаемых «Оки» и «ИЖа», на четверть снизились показатели продаж «Волги».

Динамика роста продаж иномарок, напротив, достигла рекордных 70%. Более чем двукратного увеличения продаж, во многом за счет больших объемов производства в РФ, достиг Chevrolet (84,5 тыс.), подвинув с первого места Ford. За первое полугодие в России продано 72,3 тыс. различных моделей Toyota, но здесь успех обеспечен популярностью марки и грамотным управлением дилерской сетью. После появления у Toyota собственного производства в РФ следует ожидать безоговорочного лидерства этой марки на российском рынке. В числе прочих брендов, преодолевших рубеж в 50 тыс., Hyundai и Nissan. Среди европейских — на первом месте некогда аутсайдер немецкого автомобилестроения — Opel — продажи выросли более чем в 3,5 раза. Неплохо выступили итальянский Fiat — порядка 10 тыс. реализованных автомобилей, и китайский Chery, продажи которого достигли отметки в 18,5 тыс. штук. Единственным брендом, показавшим отрицательную динамику, стал неудачник сезона — Citroen. Китайской экспансии, как это случилось в грузовом секторе, не произошло, однако широкая гамма моделей и привлекательные цены рано или поздно должны сыграть свою роль. К 2012 году суммарное количество реализуемых китайских автомобилей может достичь отметки в 300 тыс. автомобилей, с учетом того, что вполне вероятны появления на территории РФ китайских автопроизводств.

Согласно прогнозу аналитического агентства «АВТОСТАТ» (Тольятти, Самарская область), по итогам 2007 года суммарные продажи новых легковых автомобилей в России составят 2,28 млн единиц. Из них всего 680 тыс. (29,8%) отечественных и 1,6 млн — иностранных автомобилей. Все российские марки снизят свои показатели продаж относительно 2006 года. По сути единственный оставшийся российский бренд и пока еще лидер всего рынка — Lada — хоть и будет некоторое время сохранять объемы выпуска и продаж, уже по итогам 2007 года потеряет более 10% рынка, его доля сократится с 37% до 26%. Суммарная рыночная доля автомобилей других российских марок составит всего чуть более 3,5% и существенного влияния на рынок уже не окажет.

В целом рост российского рынка продолжится, хотя столь быстрые темпы вряд ли сохранятся. В ближайшие два–четыре года в число наиболее продаваемых брендов, помимо Chevrolet, Ford и Toyota, войдут Renault, Hyundai и Nissan. Общие объемы продаж легковушек к 2012 году достигнут 4 млн. Доля отечественных марок из года в год будет сокращаться: предприятием, которое закроет эпоху российского легкового автопрома, станет тольяттинский «АвтоВАЗ».

Подготовлено при продержке Аналитического агентства «Автомобильная статистика» (Тольятти).