Рассказ командора

Софья Инкижинова
корреспондент журнала «Эксперт»
14 января 2008, 00:00
  Сибирь

Лидеры красноярского ретейла — местные сети. Однако в 2008 году многое может измениться, когда в город придут уже заявившие о себе федеральные игроки. Это лишь одна из причин того, почему продуктовый рынок будет развиваться еще быстрее

На стене — большая карта Красноярска. В нее воткнуты разноцветные кнопки. Красным отмечены успешные магазины, приносящие прибыль, зеленым — те, что находятся в стадии ремонта и запуска, синим — торговые точки, куда вложены деньги, и они скоро должны открыться. Это кабинет генерального директора сети супермаркетов «Командор» Олега Сипетого.

«Я-то думал, что у нас уже в 2007 году начнутся битвы между сетями — намерения по освоению красноярского региона продекларировали сразу несколько крупных федеральных и транснациональных компаний, — говорит Олег Сипетый. — Конечно, конкуренция обострилась, наблюдается консолидация, но пока в основном за счет поглощений крупными местными игроками мелких разрозненных магазинов и небольших сетей. Например, три местных «Диксона» перешли к нашей сети, несколько других магазинов присоединились к сети «Красный Яр». В Красноярске сейчас большая доля рынка принадлежит пятерке местных операторов рынка. Борьба с федеральными сетями, которую нам обещали на конец осени, переносится на новый год».

От мебели до продуктов

Первый продуктовый магазин «Командор» открылся в Красноярске в апреле 1999 года. Это был третий супермаркет в городе. Он расположился на одной из оживленных красноярских магистралей. Диковинка сразу стала привлекать внимание покупателей, которые съезжались туда со всех районов. «Продавцов принимали ростом не ниже метр семьдесят пять, — с улыбкой вспоминает Олег Сипетый. — Ну а правда, какие у нас тогда были представления о супермаркете? Это должно быть что-то очень яркое, фееричное».

Специального торгового образования Сипетый не имел — он окончил Красноярский политехнический институт (ныне Сибирский федеральный университет). Но уже со студенческой скамьи торговал батончиками «Марс» и прочей мелочевкой на барахолке по выходным. Впрочем, так же, как и его институтские друзья, с которыми он затем вошел в серьезный бизнес. До открытия первого супермаркета молодые люди занимались торговлей мебелью. Сначала привозили ее из-за границы, а потом перепродавали. Затем решили, что выгоднее основать собственное производство: закупили деревообрабатывающие станки и стали превращать пиломатериалы в шкафы, столы, стулья, диваны.

Решение открыть продуктовый супермаркет возникло у Олега Сипетого спонтанно. Однажды рядом с его домом появился новый магазин. Он зашел туда — и замер: люди самостоятельно выбирали товар, красиво разложенный на полках, а затем спокойно рассчитывались на кассах. С этого момента и появилась мысль, что надо бы сделать подобное, ведь кормить людей — дело не только полезное, но и выгодное. Потом нашлось помещение, специально его подбирать не пришлось. Первый магазин казался гигантских размеров — он занимал около 600 кв. м торговой площади.

Теперь группа компаний (ГК) «Командор» объединяет две сети — продуктовую и мебельную. Имя для компании придумывалось как ребенку — выписали ряд названий, из которых выбрали лучшее. «Даже был вариант — «Атака», — рассказывает Олег Сипетый. — Представьте, как можно магазины так называть? Слишком агрессивно… Одним из мебельных направлений были шкафы под канадской маркой «Командор». А еще 200 лет назад на нашей красноярской земле умер российский исследователь, один из основателей Русско-американской компании командор Николай Резанов, который, кстати, послужил прообразом героя рок-оперы «Юнона и Авось». А еще в переводе с французского «де ор» значит «золотой», получается — «золотая команда». Послушайте, как звучит: “Ко-ман-дор”», — название компании, Олег произносит по слогам.

Сначала у организации был логотип с морской тематикой — руль, роза ветров. Перепозиционирование произошло четыре года назад, когда зашла речь о регистрации торговой марки. Владельцы продуктовых и мебельных магазинов также решили называть их одинаково. Лишь два месяца назад у них сменились вывески. Мебельное направление обозначено коричневым и белым цветом, а продуктовый ретейл — бирюзовым с белым.

Формат ни при чем

Недавно ГК «Командор» проводила среди красноярцев опрос, по результатам которого ее больше знают как сеть супермаркетов. «Ежедневно с нашим продуктовым брендом сталкиваются 60 тысяч человек», — радуется Олег Сипетый. По итогам 2007 года торговый оборот в продовольственных магазинах составит более 4 млрд рублей. В планах следующего — довести оборот до 6,5 млрд рублей, а в 2009 году — «выйти на красивую цифру» 10 млрд рублей.

Несмотря на то что компанию именуют сетью супермаркетов, она развивает три формата: магазин «у дома» площадью 350–380 кв. м, супермаркет — 800–1 000 кв. м и суперстор — более 5 000 кв. м. Внешне эти форматы не стараются разграничивать. Для покупателей все они называются одинаково. Причем на многих, независимо от занимаемой площади, написано: «Универсам Командор».

В дальнейшем управляющий продуктовой сетью «Командор» также не планирует разделять форматы: «Думаю, они не станут лучше торговать, если покупатели будут отличать магазины «у дома» от супермаркета. Гораздо важнее не называть по-разному, а предоставлять качественные услуги».

Ассортимент, качество обслуживания, близость к дому и местные поставщики — вот четыре ярких преимущества, которые называет совладелец красноярской продуктовой сети. «Специалисты утверждают, что мы балуем покупателей, предоставляя излишний ассортимент. Соответственно, оборачиваемость у нас ниже, чем в некоторых сетях. Но я считаю, что это не основная составляющая, потому что человек имеет право выбирать», — объясняет Олег Сипетый. По его данным, ассортимент магазина формата «у дома» составляет 7–8 тыс. наименований, в супермаркете доходит до 15–16 тыс., в суперсторе — порядка 35 тыс.

В отношении товаров местного производства у совладельца сети не менее лояльная позиция по отношению к потребителям. Он приводит в пример новый магазин в Сосновоборске, недалеко от Красноярска. После его открытия в компанию стали обращаться местные жители со словами: «Хотим, чтобы хлеб был такой-то, потому что мы его покупали раньше». «Приходится менять матрицу, привозить им этот хлеб, — говорит Олег Сипетый. — Хотя это неправильно. Люди бы привыкли к другому. Вот мы так «неправильно» и делаем. У нас жесткая ориентация на запросы покупателей. Мы для этого «отдел качества» организовали. Каждый человек может позвонить по телефону, указанному на чеке, и высказать свои пожелания или претензии. Я считаю, что обратная связь с покупателями — один из постулатов процветания».

Кроме того, значимое направление деятельности «Командора» — собственное производство: мясные продукты, салатный цех, хлебные и кондитерские изделия. Его доля в общем ассортименте — 17%. Этот сегмент будет активно развиваться и в дальнейшем.

Один в супермаркете не продавец

Сложности торговых сетей, через которые проходит большое количество покупателей, — выдерживать стандарты качественного обслуживания. Иными словами, не воспринимать людей как сплошной поток, а подходить к каждому индивидуально. Понятно, что в огромной структуре без ошибок не бывает. Причем «сарафанное радио» в случае с недовольными покупателями работает как часы. «Если сотая доля процента покупателей будет недовольна, для нашей сети это шесть человек в день», — замечает Олег Сипетый.

Впрочем, «Командор» старательно трудится над улучшением своего имиджа. Кассиров здесь считают главными сотрудниками. Даже сравнивают с теми, кто стоит в первых линиях на фронте. Ведь через них проходят все покупатели. «Кассиры — лицо компании, их отношение к работе передается всем окружающим, — говорит Олег. — А для нас важно, чтобы покупатели уходили довольные и счастливые».

Компания активно занимается обучением персонала. Существует корпоративный университет, выпускается своя газета. В дальнейшем сотрудники могут продвигаться вверх по карьерной лестнице. Например, от простого продавца доходят до должности директора магазина. Здесь не боятся, что, пройдя обучение, люди уйдут в другие компании. «Пусть учатся, — говорит Сипетый, — ведь если вообще этого не делать, то все так и останутся на уровне 90-х годов прошлого века».

Заявления федеральных игроков, что они придут в край, во многом тормозятся из-за дефицита рабочих рук. «Если брать за 100 процентов весь имеющийся персонал в городе и посчитать все объекты, которые отроются в ближайшее время, то линейного персонала должно быть 210 процентов», — считает Сипетый. Он уверен, что кадровый вопрос будет обостряться с каждым годом. Например, его компания разрабатывает программы и сотрудничает с вузами города, чтобы молодых специалистов направляли в компанию.

На всех парусах

По сравнению с 2006-м в минувшем году количество магазинов сети почти удвоилось — с 15 до 28. «Из месяца в месяц число наших покупателей растет с крейсерской скоростью, — добавляет Олег Сипетый. — Они нам доверяют. Когда открылся первый супермаркет, то мы решили, что гораздо важнее не гнаться за прибылью, а добиваться высоких стандартов качества торговых точек — только так можно достичь успеха».

Продуктовая сеть будет расти за счет увеличения собственных торговых точек и укрепления уже имеющихся. По мнению Сипетого, когда все на рынке толкает вперед, то расти меньше 35% в год стыдно, держаться на уровне 50–70% — вполне приемлемый результат, тогда как рост выше 100% в год не обойдется без потери качества.

Продажу компании руководитель супермаркетов пока не допускает. Он относится к своим магазинам, как к родному детищу. «Я вижу перспективы роста, — говорит Олег Сипетый. — Мы строим бизнес для красноярцев, а продать кому-то и сидеть с мешком денег — нет, не хочу». При этом к франчайзингу относится терпимо. По мнению Сипетого, важно, кому продана франшиза. В мировой и российской практике нередки случаи, когда франчайзи эффективнее развивали бизнес, чем сами сети. Схема франчайзинга подходит и тем предпринимателям, которые желают открыть дело, но опасаются пускаться в самостоятельное плавание. Сам Олег не смог бы работать по франчайзингу, потому что он человек творческий и привык брать ответственность и риски на себя.

«Далеко убегать не планируем, — говорит Сипетый, — выбранная нами география в ближайшие два года — Красноярский край и Хакасия». В качестве показательного примера он приводит компании, которые занимают в родном городе ведущие позиции, но, придя в соседний регион, не могут подтвердить уже сложившуюся положительную репутацию. Возможности человека ограничены, а потому следить за качеством обслуживания и ассортиментом в разбросанных на большом расстоянии от центрального офиса магазинах очень сложно.

Вкладывать душу

Федеральных сетей в Красноярске мало. В декабре 2007 года двери открыл Metro Cash&Carry. Еще раньше появился «Рамстор» (два магазина). Также в городе присутствует бренд «Пятерочки» (восемь магазинов). В новом году на местный рынок планируют зайти сразу несколько крупных сетей — «Мосмарт», «Окей», «Седьмой континент», «Магнит», «Перекресток». Из региональных компаний город посетила кемеровская компания «РегионМарт», развивающая сеть гипермаркетов «Поляна».

Из красноярцев совершает ответную экспансию — пока лишь по сибирскому региону — сеть гипермаркетов «АЛПИ»: ее знают жители Кемеровской, Новосибирской, Томской областей, Хакасии. Правда, в родном городе, кроме крупноформатных, компания открывает и магазины шаговой доступности. В сегменте супермаркетов в Красноярске, помимо вышеописанной сети «Командор», лидируют местные — «Красный Яр» и «Каравай». Кроме того, здесь присутствуют порядка 10 микросетей, имеющих от двух до пяти торговых помещений.

Появятся ли в Красноярске все заявившие о своих планах крупные компании? По прогнозам Олега Сипетого, в 2008 году эти намерения реализуют лишь некоторые из них. Но пока те, что придут, будут осваиваться на рынке и, возможно, не тронут местных игроков. В свою очередь локальные сети уже готовы к консолидации друг с другом, которая в будущем неизбежна.