Тройное участие

Представители иностранных банков уверены, что в ближайшие пять лет российский банковский рынок ожидают решительные перемены: он будет распределен между тремя группами

В 2007 году доля банков с иностранным капиталом в Сибири составила 7,5%. По России в целом этот показатель равен 12,5%. Россия привлекает иностранные кредитные организации быстрым ростом экономики и закономерным увеличением емкости рынка услуг, что позволяет входить на него новым игрокам без массового вытеснения других участников. Как объясняет аналитик ИК «Тройка Диалог» Ольга Веселова, «российский рынок обладает высоким потенциалом роста при низком уровне проникновения, а также фрагментированной конкуренцией — есть сегменты с очень низким ее уровнем, а значит, возможность работать с хорошей доходностью активов».

В перспективе в конкурентной борьбе должны будут выжить самые сильные — по прогнозам аналитиков, российский банковский пирог поделят между собой имеющие хорошую поддержку государственные, крупные частные и банки с иностранным капиталом. Причем соотношение сил сохранится примерно такое же, как и сейчас. Мелкие игроки будут вынуждены консолидироваться и повышать капитализацию — только так они могут составить достойную конкуренцию крупным организациям.

Ольга Веселова полагает, что, несмотря на все преимущества иностранных банков, российские кредитные институты могут соперничать с ними достойно. «Иностранные банки находятся в лучшей позиции с точки зрения стоимости средств — ресурсы им, как правило, обходятся дешевле. Но в условиях удорожания денег мы видим ужесточение ценовой конкуренции на рынке депозитов — в погоне за увеличением финансирования внутренним спросом (то есть за счет вкладчиков) немного увеличиваются ставки по депозитам — и разница в ставке по депозиту в российском банке привлекает депонентов».

Куски пирога

Российский рынок является лакомым кусочком для иностранных банковских структур — сейчас он находится в стадии интенсивного роста и может гарантировать значительные прибыли. Заместитель председателя правления Международного Московского Банка (ММБ) Хельмут Бернкопф объясняет это огромными размерами территорий, которые требуют больше времени и инвестиций для освоения. Западные игроки имеют целый ряд преимуществ — они значительно опережают российские банки по уровню капитализации и технологий и не только могут предложить клиентам более выгодные условия обслуживания, но и направить большие ресурсы на развитие филиальных сетей.

Привлекательность для себя того или иного региона западные банкиры оценивают по таким показателям, как доход на душу населения, объем розничного товарооборота, темпы строительства жилья. В этом смысле сибирский регион имеет все необходимое для того, чтобы стать объектом пристального внимания иностранцев.

Вместе с тем зарубежные предприниматели отмечают специфику, которая значительно усложняет приход новых игроков. «Государственные банки занимают практически половину сектора и демонстрируют очень высокие темпы роста. По этой причине тем структурам, которые только выходят на рынок, будь то местные или иностранные, очень тяжело конкурировать с ними», — говорит Хельмут Бернкопф.

Чтобы конкуренция с государственными банками была успешной, иностранные игроки предпочитают покупать крупные организации с развитой филиальной сетью и наработанной клиентской базой, — только такой вариант, по их мнению, может быть залогом успешного присутствия на незнакомом рынке.

Традиционный рецепт

До сих пор иностранные банки входили на российский рынок двумя способами — либо открывая представительство, либо покупая местный финансовый институт или долю в нем.

Так, например, в феврале 2007 года австрийская группа Raiffeisen International объявила о покупке Импэксбанка за 550 млн долларов, а в июле 2007 итальянская группа UniCredit, с 2005 года владевшая контрольным пакетом акций ММБ, довела его объем до 100%.

Приобретение регионального актива позволяет иностранным банкирам попасть на рынок практически безболезненно — как правило, покупаются крупные структуры с хорошо развитой филиальной сетью и наработанной клиентской базой. Трудности в большинстве случаев носят технический характер — разные технологические платформы, несоответствие продуктовой линейки и стратегических задач компании-покупателя, не удовлетворяющий корпоративным требованиям персонал, который нужно переобучать.

Открывая представительство, иностранные банки также сталкиваются с проблемой подготовки сотрудников, но к этому добавляется отсутствие филиальной сети и клиентской базы.

Прорасти корнями

Любопытный способ входа на новый рынок продемонстрировал Народный банк Казахстана. Он выдал кредит на строительство торгово-развлекательного центра «Ройял-Парк», который открылся в Новосибирске в конце 2007 года.

Это позволило руководству финансовой организации получить лояльных партнеров, которые планируют совместно реализовать еще несколько проектов. В 2008 году руководство банка намерено открыть филиал в Новосибирске. Председатель правления Григорий Марченко так обозначил стратегию Народного банка Казахстана относительно выхода на новые рынки: «Мы предпочитаем не гоняться за крупными корпоративными клиентами, отбирая хлеб у местных банков и вызывая их раздражение, а обзаводиться якорными клиентами в каждом регионе».

В Новосибирской области такой компанией стала «Автоярус», которая совместно с казахстанским банком будет реализовывать еще два проекта.

Ощутимые выгоды

Присутствие на российском рынке иностранных дочерних банков можно считать позитивным фактором, который позволит создать естественную конкуренцию. Приходя сюда, западные игроки приносят западные же стандарты ведения бизнеса, что становится для них одним из конкурентных преимуществ. Они более лояльны к своим клиентам и предлагают более высокий уровень сервиса, нежели местные организации. Поэтому для того, чтобы не отстать и не потерять клиентов, которые становятся все более избирательными и щепетильными, российские банки вынуждены «подтягиваться» к европейским стандартам, что позволит им в конечном итоге стать транснациональными и выйти на международный рынок. Вероятно, жесткая конкуренция позволит ускорить развитие отечественной банковской системы, которая в настоящее время значительно отстает от мировой.

В качестве примера можно привести объединение Райффайзенбанка и Импэксбанка, которое завершилось в конце 2007 года. В результате клиенты объединенной организации получили новые продукты и новые условия обслуживания. Продукты основаны на принципах, которые существовали в Райффайзенбанке до слияния, но учитывают положительный опыт Импэксбанка. Например, Райффайзенбанк заинтересовала практика заявленных доходов при получении автокредита. Кроме того, были расширены границы «нецелевых» кредитов.

Изменения в программах связаны с необходимостью удержать клиентов бывшего «Импэкса». Новая линейка стала более разнообразной — расширились программы, снизились минимальные суммы по вкладам. Если раньше клиентами Райффайзенбанка были лица с достаточно высоким социальным статусом, к которым банк предъявлял такие же высокие требования, то сейчас бизнес ориентирован на людей с различными потребностями.

Изменения коснулись и принципов обслуживания. «Райффайзен» является носителем «западной» политики ведения бизнеса, и сейчас объединенный банк направлен на то, чтобы привести уровень обслуживания и стандарты по качеству в соответствие с требованиями австрийской группы.

Это один из примеров, когда объединение проходит безболезненно для клиентов и сотрудников. Правда, случается и по-другому. Например, покупка Новосибирсквнешторгбанка Восточно-Европейской финансовой корпорацией (ВЕФК) привела к уходу из первого части топ-менеджеров, в том числе и президента Надежды Стрельцовой. Явного конфликта не было, но, по неофициальной информации, причиной массового ухода стало несовпадение прежних целей и задач с новой «генеральной линией».

Третий участник

Аналитики предполагают, что приход иностранных игроков значительно скажется на российском банковском секторе. И дело не только в качестве сервиса — российские банки и без иностранцев будут становиться более цивилизованными и внимательными к своим клиентам (правда, в условиях конкуренции эти процессы значительно ускорятся).

Чтобы противостоять западным структурам, имеющим значительные финансовые ресурсы, богатый опыт и международную репутацию, отечественным участникам рынка придется консолидироваться и повышать капитализацию. Поэтому вполне логичным будет рост числа сделок и между российскими частными банками. Этот сектор отхватит себе третий кусок российского рынка.

Российские банкиры смотрят на грядущие перемены с некоторым опасением. Исполнительный вице-президент Ассоциации российских банков Владимир Киевский считает, что хоть этот процесс и будет эффективно влиять на развитие банковских услуг, но на определенном этапе может негативно сказаться на системе в целом. «Возрастут риски «монстров», и мы потеряем региональные банки, которые не раз спасали российскую банковскую систему. Это и крупные, и средние, и небольшие организации».

В качестве альтернативы консолидации капитала он предлагает агентские отношения, когда центральные банки будут заключать соглашения с финансово устойчивыми региональными на продвижение своих продуктов и технологии в регионы. В этом случае сохранялись бы преимущества местных игроков, которые прекрасно знают свой рынок, клиентов и имеют налаженные отношения с местными властями.