Коллективное, но сознательное

Ольга Юрченко
21 января 2008, 00:00
  Сибирь

В современном Китае проходят массовые процессы индивидуализации общества, которые затрагивают все социальные слои, плавно сменяющие традиционализм на глобализм

Вопросы о степени включенности КНР в мировое сообщество и соответствия или несоответствия основным общим ценностным характеристикам цивилизованного социума обусловили пристальное внимание социологов всего мира к проблемам человека в этой стране. Очень остро стоит вопрос о влиянии мирового процесса глобализации на Китай — страну с самобытной культурой и идеологией, пропагандируемой правящей коммунистической партией, политический курс которой довольно сильно отличается от курса развитых капиталистических стран.

Китайское сознание

В настоящее время в мире актуализируется проблема партикуляризма, которую иначе можно назвать проблемой «коллективизм-индивидуализм». Существуют общества с основной интенцией на индивидуализм или коллективизм и, конечно, говорить о чистых формах существования только одной тенденции в определенном обществе невозможно.

К примеру, в Китае доминирует коллективистская ориентация, и направленность на коллективизм носит социогенный характер.

В Китае интересы общества с древнейших времен стоят выше, чем интересы отдельного гражданина. Проблемы индивида в этой стране в некоторой степени подавляются коллективистскими ценностями и интересами. Коллективистское начало очень сильно в Китае, и это связано как с огромным населением (примерно 1млрд 300 млн человек), так и с ценностями, которые пропагандировались древней культурой, базисом которой являются конфуцианский морально-этический комплекс, традиции буддизма и даосизма.

 pic_text1 Фото: Александр Тарасов, Ольга Юрченко
Фото: Александр Тарасов, Ольга Юрченко

В европейских странах индивидуализм выступает как совокупность идей и практических принципов, согласно которым благо человека, его свобода и личностное развитие являются высшей целью, а функционирование социальных институтов и групп — основой и средством достижения этой цели.

Коллективизм — в социально-философском смысле включенность индивида в один или несколько коллективов, в особенности в экономическом и социальном отношении, и бывает, часто в ущерб естественно образовавшимся сообществам (семье, группе). Коллективизмом также называется способность присоединяться к коллективу и переносить на него часть личной ответственности. А вот что можно почерпнуть из определения Советского энциклопедического словаря: коллективизм есть «принцип коммунистической морали, выражающий отношение сотрудничества, солидарности, взаимопомощи людей…». В коммунистическом Китае, несмотря на его бурное экономическое развитие, включающее возможность индивидуального предпринимательства, можно увидеть подтверждение приведенного определения. Китай в настоящее время является сильной мировой державой, которая обладает мощным экономическим потенциалом, производственной базой и четкой структурной иерархией в разных областях жизнедеятельности. В этой стране находят масштабное применение различные современные технологии и концепции, располагается наукоемкое производство, вкладываются средства в вооружение, активно осваивается космическое пространство. При наличии всей этой коллективной «китайской» мощи отдельные граждане ощутили невиданную ранее степень своей самостоятельности и относительной независимости в определенных отношениях от общества, что определило новый качественный своеобразный этап в развитии китайского социума. Этот этап есть индивидуализация.

Стоит отдельно затронуть и дать определение понятия «индивидуализация». Это выделение одной личности или индивидуума по отличительным свойствам; принятие во внимание ценностей каждой единицы при изучении совокупности предметов или явлений.

Основное внимание в изучении китайского социума акцентируется на проблемах, связанных с положением и поведением человека, группы людей, участвующих в динамичных межличностных взаимодействиях. Внутренние социальные процессы свидетельствуют о постепенном выдвижении и выделении человека из ранее практически полностью коллективистского общества. Социальная реальность является для личности совокупностью стандартов, норм, ориентиров, ценностей, а также возможностей, что повышает значение деятельности индивида и его социального выбора.

Действительно, ситуация такова, что человек сам может выбрать сферу своей жизнедеятельности, и жесткие нормы морали, традиционные коллективные ценности, которые ему прививали в детстве, уже не имеют той силы, что в прежнем Китае до реформ 1970-х годов. У современного гражданина КНР появилась возможность свободного социального самоопределения и достижений успеха и тем самым выделения себя из привычного коллектива, что подтверждает существование процесса индивидуализации общества.

И именно современная китайская социальная действительность обусловила то, что человек открыт переменам, ему присуще состояние саморазвития, основанное на тревоге о собственной жизни, а это предусматривает процесс вечного становления и постоянного движения. Речь идет о механизме социальной трансформации, когда личность через расширение познавательных возможностей и собственного опыта преодолевает некий предел или границу, традиционно присущую обществу.

Такое состояние тесно граничит с понятием маргинальности. Однако в отличие от маргинальности индивидуализация китайского общества происходит без потери человеком объективной принадлежности к конкретной общности, соответственно, нет и перехода в иную общность, к тому же человек продолжает субъективно идентифицировать себя с привычной группой. Таким образом, метаморфозы, происходящие в Китае, не являются основанием полагать, что там существует маргинализация общества. Они свидетельствуют о радикальной смене ценностей, норм и стандартов в современном китайском социуме. Он трансформируется особенным способом в формальное коммунистическое общество с фактическими ценностями, присущими капиталистическим странам. Таким образом, в Китае формируется уникальная личность, которая понимает и принимает традиционные ценности и в то же время живет в соответствии с основными тенденциями времени — стремится понять новый мировой порядок и чувствовать себя в нем комфортно.

 pic_text2 Фото: Александр Тарасов, Ольга Юрченко
Фото: Александр Тарасов, Ольга Юрченко

Современность предлагает человеку свои условия: он поставлен в положение обязательного самоопределения, постоянного целеполагания и выбора оптимальных средств для решения проблем и достижения целей. В связи с тем, что он уже не может действовать в соответствии с ранее бытовавшими стереотипами, происходит освобождение от предписанной социальной роли, соответственно, меняется и поведение — с предсказуемого, то есть автоматического, до непредсказуемого и спонтанного.

Теперь китаец, успешно решающий личные задачи, достигающий своих жизненных целей, не редкость. Его нельзя назвать маргиналом в полном смысле этого слова, даже если он не вписался в существующие нормы, так как жестких социальных рамок уже нет и их невозможно предположить в современном Китае. Такова «китайская» картина процесса индивидуализации, которая чем дальше, тем сильнее проникает и приживается в социуме.

Конечно, происходящая индивидуализация общества Китая еще не означает наличие доминанты индивидуализма, как в западных странах, но Поднебесная становится все ближе к внутренним процессам социума европейских стран. Индивидуализм — направление мыслей, чувств и желаний, которое расценивает жизнь отдельного человека, группы, семьи как более важную, чем жизнь больших ассоциаций и общества в целом. В действительности процесс индивидуализации общества носит массовый характер и затрагивает все социальные слои, но пока это только преддверие этого явления в Китае.

Выделение индивида в этой стране еще тесно связано с мировым процессом глобализации мирового сообщества.

Глобализация социума

В современности изменились и принципы диалогичности между культурами. Единое глобальное коммуникативное пространство создает абсолютно иные условия для общения. В Китае с развитием Интернета и других электронных средств массовой информации и коммуникации территориальность перестала являться главным организующим принципом жизни человека в определенном социокультурном пространстве: люди освобождаются от тесной привязки к своему кругу общения и с легкостью осваивают новые пространственные коммуникации. Всеобщий процесс глобализации затронул Китай, ослабив географические ограничения и социальное и культурное устройство, тем самым подстегнув процесс индивидуализации извне.

Сама структура китайского общества, несмотря на процесс индивидуализации и влияние глобализации, все еще остается в целом неизменной

Ценности Запада плавно были заимствованы китайцами, и они наслоились на традиционные китайские культурные традиции, составив интересную картину симбиоза восточной и западной культур. Люди в Китае четко осознают происходящую социальную трансформацию и стараются строить свою жизнь: китайцы усваивают новые ценности, появляются новые правила поведения, близкие скорее к европейскому сообществу, что обусловливает расширение процесса взаимодействия между культурами и его интенсивность. Одним из примеров служит борьба за чистоту городского пространства (китайцам запрещается плевать на улице, хотя это привычка любого китайца, поддерживаемая традициями) в преддверии летней Олимпиады 2008 года, которая пройдет в Пекине. Параллельно Китай привносит элементы своего своеобразия в мировое сообщество и тем самым происходит все большее сближение и понимание между разными культурами.

Констатацию этого обстоятельства в сочетании с учетом вышесказанного о все большей индивидуализации китайского социума мы оцениваем как ключ к дальнейшей актуализации мировых социокультурных тенденций в Китае, что обеспечит оптимальную адаптацию членов китайского социума к внешнему окружению и приспособление внешней реальности к нуждам и потребностям каждого.

 pic_text3 Фото: Александр Тарасов, Ольга Юрченко
Фото: Александр Тарасов, Ольга Юрченко

Китай с точки зрения мировых тенденций глобализации своевременно модернизирует свою экономическую, социальную составляющую в рамках существующей политической системы. Изменения носят качественный, количественный, но никак не структурный характер. Сама структура китайского общества, несмотря на процесс индивидуализации и влияние глобализации, все еще остается в целом неизменной. Молодые китайцы массово изучают английский язык, американскую культуру, познают таинства ведения бизнеса с современными принципами. Они стремятся к прогрессу и собственной выгоде. Многие эмигрировали и эмигрируют в настоящее время под разными предлогами в другие страны, образуя в них китайские диаспоры. Они приносят в эти страны частичку Китая, его негласные законы, традиции и культуру.

Однако китайцы, уехавшие на постоянное место жительство в другие страны, никогда не перестают идентифицировать себя с родиной. Они гордятся этим и искренне любят свою страну. Многие богатые китайские эмигранты завещают, чтобы родные отвезли их прах на родину в Китай и похоронили или развеяли его по ветру, в какой-нибудь бедной деревушке, в месте их рождения. Является ли это подтверждением наличия некоего процесса индивидуализации? Да, бесспорно, однако эта сильная идентификация иммигранта со своей страной и группой отрицает даже в этом случае наличие маргинальности в китайском социуме.

Эта идентификация себя как части китайского социума очень сильна, сюда же можно включить присущий всем китайцам патриотизм и гордость за успехи своей страны. Все вышеперечисленное носит, безусловно, положительный характер в судьбе и развитии Китая. Соответственно, пока будет существовать эта идентификация, в КНР практически не будет маргиналов, а процесс массовой индивидуализации пройдет быстро и безболезненно. В итоге, возможно, мир получит в определенном смысле новое, модернизированное, сильное государство, которое придерживается социалистического пути развития и параллельно развивает свою экономику и управляет внутренними процессами социума.