Сервисные войны за клиента

21 января 2008, 00:00
  Сибирь

В начале 2006 года австрийская банковская группа Raiffeisen International приобрела 100% акций ОАО «Импэксбанк», а в марте 2007-го приняла официальное решение о присоединении бывшего российского банка к дочерней структуре группы. Объединенный банк стал одной из крупнейших в России кредитных организаций с иностранным капиталом, и он работает в 65 регионах России. Свою точку зрения на развитие банковского бизнеса в Сибири высказывает председатель правления ЗАО «Райффайзенбанк» Йоханн Йонах

— С какими проблемами сталкиваются иностранные банки в Сибири?

— В основном это стандартные вопросы, которые приходится решать на первом этапе выхода на новый рынок. В регионах достаточно сложно найти помещение для филиала, соответствующее современным требованиям, предъявляемым к банковским площадкам. Актуальным является и кадровый вопрос. Готовых специалистов для банковского бизнеса на фоне растущего на них спроса недостаточно.

В условиях ужесточающейся конкуренции одно из важнейших правил работы на региональном рынке — не опаздывать. Думаю, что мы вполне ему соответствуем, так как выходим в регионы России в целом и в Сибири в частности быстрее и раньше, чем большинство других международных финансовых институтов. Наш филиал в Новосибирске работает уже два года, в Красноярске — более года. Кроме того, сейчас утверждается стратегия дальнейшего регионального развития банка на базе действующей сети в Омске, Иркутске, Барнауле и других городах округа. Другие иностранные финансовые институты сейчас только начинают путь, который мы уже прошли. Хотя думаю, что пока места для работы хватит всем, и бизнес будет активно развиваться у всех финансовых организаций. Появление других банков в Сибири — это нормально, и это предполагалось изначально.

— Могут ли российские банки составить достойную конкуренцию западным игрокам? Насколько они к ней готовы?

— Не только могут, но и прекрасно с этим справляются. Сегодня можно смело утверждать, что рынок банковских услуг Сибири отличается чрезвычайно высоким уровнем конкуренции. Особенность конкурентной среды заключается в том, что здесь представлены абсолютно все группы банков: государственные, «дочки» иностранных групп, филиалы иногородних банков, региональные банки. Если еще несколько лет назад финансовые организации, которые открывали в Сибири свои офисы, рассчитывали в основном на обслуживание корпоративной клиентуры, то сейчас акценты смещаются в сторону розницы. Это объясняется ростом уровня жизни населения, высокой деловой активностью, изменением потребительских предпочтений людей.

Консолидация региональных банков происходит очень активно, мы знаем ряд примеров таких объединений, однако их успех целиком и полностью зависит от той стратегии, которую формирует команда объединенной структуры. И конкуренция между банками происходит не в контексте того, кто выступает акционером — государство, частные структуры или иностранный капитал. Основное сражение за клиента разворачивается в плоскости сервиса и качества обслуживания. Кроме того, на решение при выборе клиентом банка влияет известность бренда и широкая сеть представительств.

— Как перераспределится банковский рынок в ближайшие годы?

— По опыту других регионов могу сказать, что везде мы наблюдаем ошеломляющие темпы роста банковского бизнеса. Адекватная конкуренция всегда дает только положительный эффект. И, на мой взгляд, на российском рынке, особенно в регионах, есть место еще для очень многих.

— Какие программы и направления наиболее перспективны для них, какая ниша привлекательна?

— Многие кредитные организации избирают направление универсальных коммерческих банков, и это является хорошей возможностью диверсификации портфеля. Говорить о том, что значительная часть российских банков предпочтет то или иное направление, неверно. Райффайзенбанк — универсальная кредитная структура, которая не выделяет в качестве приоритета корпоративную или розничную группу клиентов. Мы хотим работать со всеми.

Интервью взяла Александра Еремина