Уникальность как характеристика

18 февраля 2008, 00:00
  Сибирь

Редакционная статья

Сибирские компании создают конкурентноспособный бизнес. Используя мировой опыт, трансформируя его, они создают более гибкие бизнес-модели, способные к ускоренному развитию. Авиакомпания «Сибирь» и альянс AirUnion — серьезные игроки в сфере авиаперевозок, компании «Сибирский берег», «Инмарко», «Омсквинпром» — добились лидерских или значительных позиций на своих рынках. Это только самые яркие примеры. Завоевав родной для них сибирский рынок, эти компании стали звездами еще и в масштабах России.

Сверхзадача развития любой компании в долгосрочной перспективе — преодолев российские масштабы, выйти на глобальный, мировой рынок. И может быть, стать межнациональной корпорацией. Кто-то уже движется по этому пути. Например, «Сибирский берег» не остановился на освоении рынков СНГ, а построил завод в Австралии.

Но путь этот долог и многотруден. Конкуренты, которые уже успели стать мультинациональными монстрами, не спешат потесниться. Кто из единиц компаний, преодолевших сибирские масштабы, сможет это сделать и сможет ли вообще?

Другой вариант развития событий — продажа бизнеса. Рано или поздно с этим сталкиваются все хозяева собственного дела вне зависимости от его масштабов. Киты мирового рынка уже осваивают российские территории, и тот, кто сумел добиться успеха, привлекает их внимание в первую очередь. Пусть трепетное отношение множества владельцев к созданному ими не пугает. Продажа бизнеса всего лишь один из способов извлечения из него прибыли.

Продать бизнес на пике роста и по максимальной цене — вот что считается важным в этом случае. Но есть и другие аспекты подобных сделок. Наверное, счастлив тот, кто смог не просто продать компанию, но и сохранить бизнес в первозданном виде, доказав тем самым, что смог не просто собрать активы и использовать географические или другие преимущества, а создал. Такой вариант развития событий — свидетельство не просто успеха бизнеса, а таланта людей, его создавших.

Условия глобализованного мира диктуют свои законы, один из которых — стандартизация. Когда-то в Новосибирске было известное предприятие по выпуску алкогольных и безалкогольных напитков — ВИНАП. В 1990-х годах оно выпускало, в том числе, и уникальные марки пива, водки и других напитков. В 2003 году с целью завоевать сибирский пивной рынок акционерами ВИНАПа был построен завод «Собол Бир». Предприятие в силу тех или иных причин не выдержало натиска глобализации на алкогольный рынок, а его владельцы использовали этот натиск для того, чтобы продать часть своих активов подороже. Пивоваренный завод в 2004 году был продан компании «Хайнекен». В итоге сейчас там выпускаются марки этой пивоваренной корпорации, а также российский глобальный пивной бренд — «Жигулевское». Новосибирская область получила нового, крупного налогоплательщика, потребители возможность покупать пиво известных марок, но местного производства, а потому дешевле. На первый взгляд, все правильно. Но была утрачена уникальность. Пиво «Хайнекен» производится по всему миру, в любой точке земного шара вы можете его купить, на то и мировой пивоваренный бренд. Нет больше ВИНАПа, который делал новосибирские сорта пива «Товарищ Бендер» или «Мартовское», нет «Собол Бира» и пива с именем лишенного мягкого знака пушного зверька — «Собол».

Сохранение уникального бренда, не имеющей аналогов бизнес-структуры, на наш взгляд, очень интересная характеристика сделок по слиянию и поглощению. Сумма сделки — это количественная характеристика, а сохранение уникальности — качественная.

В этом смысле продажа российского лидера рынка мороженого компании «Инмарко» мировому концерну «Юнилевер» очень показательна. Это первый пример, когда при продаже не части, а 100% акций владельцам удалось сохранить компанию в первозданном виде — с ее брендом, с ее стратегией, с ее топ-менеджерами. Благодаря этому с бизнес-карты Сибири не исчезнет бренд «Инмарко», который, наряду с некоторыми другими, успел стать частью нашей региональной идентичности.