— Что можно отметить в качестве положительных тенденций?
— Несомненно, в прошлом году начался период роста и зарождения новых проектов, это стало важным этапом развития энергетического машиностроения. Основной показатель роста на нашем предприятии — это объем производства. Среди признаков, указывающих на дальнейшее развитие завода, я бы отметил увеличение портфеля заказов, разработку серьезной инвестиционной программы, предполагающей качественную модернизацию и техническое перевооружение.
— Как вы считаете, какие факторы мешают росту этого сегмента?
— Отсутствие внятной, воспринимаемой большинством заинтересованных лиц, программы развития энергетики — один из таких факторов. Планы, которые были озвучены год назад, сейчас серьезно корректируются — и количественно, и качественно. Кроме того, энергетическое машиностроение является частью производственного комплекса, обслуживающего энергетику, и слабость любого звена оказывает негативное влияние на этот комплекс в целом. Сегодня таких звеньев, к сожалению, много.
И очень важный аспект, я считаю его основным, — недостаток квалифицированного персонала, начиная от разработчиков, инженеров и заканчивая рабочими профессиями. Многие предприятия машиностроения нуждаются в уникальных специалистах, персонал бывает просто невозможно найти на рынке труда. Для любой компании это угроза потери конкурентоспособности. Нужно время для «взращивания» специалистов, а его сейчас катастрофически мало.
— Способен ли кластер энергетического машиностроения стать точкой роста экономики региона?
— Думаю, говорить об этом кластере как о локомотиве роста региона — преувеличение. Достаточно просто посмотреть на долю этих предприятий в региональном ВВП, и все станет ясно. Но развивать его необходимо — это вопрос долгосрочной стабильности территории, ее будущего.
Существенное влияние на этот процесс, несомненно, способны оказать власти. Во-первых, необходимы масштабные программы для создания на рынке труда адекватного предложения высококвалифицированной рабочей силы, которая просто необходима для развития машиностроительной отрасли. Во-вторых, региональным властям следует отдавать приоритеты тем проектам, в которых будут использоваться товары и услуги сибирских машиностроителей.
Надо сказать, что многое властями уже сделано, есть планы на будущее, и это радует. Что касается федерального уровня, то здесь государство должно четко определить приоритеты в развитии экономик отдельных регионов. С одной стороны, электромашиностроение в Сибири может быть привлекательно близостью к энергетическим запасам, с другой — к мировым потребителям энергии. Так что шансы у нас есть.
Интервью взял Андрей Чернобылец